С “Комнатой страха” у Дэвида Финчера не заладилось. Сначала на съемках “Мулен Ружа” повредила колено Николь Кидман и на главную роль пришлось в срочном порядке вводить Джоди Фостер. Потом оказалось, что оператор Дариус Хонджи не сошелся с режиссером во взглядах и его заменили Конрадом Холлом-мл. Фостер снималась беременной, поэтому выглядела не лучшим образом. А Холл явно переживал творческий кризис, поэтому не нашел ничего более оригинального, чем скопировать визуальный ряд “Игры” и “Бойцовского клуба” вместе взятых, взболтанных и перемешанных до состояния однородной массы.

Игры в старые игрушки

Финчер задумал сыграть в “кошки-мышки”. Соорудил таинственный особняк со сталебетонной комнатой-убежищем и заставил Джоди Фостер полтора часа делать круглые испуганные глаза.

Мэг Альтман (Фостер) после развода с мужем переезжает вместе с дочкой Сарой (Стюарт) в роскошный многоэтажный особняк на Манхеттене. Наступает первая ночь в новом доме, на улице хлещет проливной дождь, - и от этого сплошное беспокойство и сна ни в одном глазу. Сквозь полудрему Мэг внезапно слышит странный шум, вскакивает с постели и обнаруживает, что в дом проникли трое бандитов…

Как и следовало предположить, единственным местом спасения для героинь оказывается главная достопримечательность и самый важный персонаж новой финчеровской картины - комната с пуленепробиваемыми стенами, вмонтированными мониторами и запасом еды на месяц. Удивительно, с какой легкостью Финчер в очередной раз играет со значением предметов. Место защиты оборачивается мышеловкой, той самой - вынесенной в название “комнатой страха”. Подобно ей мутирует и история: безобидный сюжет о новоселье к середине фильма превращается в классический триллер. Сверхкрупные планы и стремительное скольжение камеры только подчеркивают экспрессию стиля.

Самое большое достижение “Комнаты страха” - эффект проницаемости. Кажется, весь дом разложен по балкам и замочным скважинам. Действие разворачивается как на экране компьютера: с каждым новым ходом камера ныряет в очередной покрытый мраком уголок.

Но искусственность, столь притягательная в прежних лентах, на этот раз не поражает и, что самое обидное, уже не будит воображение. “Это как в кино”, - то и дело восклицают финчеровские бандиты. - “Я видел это…” Дальше следует название фильма. Эти реплики зритель может только подхватить. Через цитаты и навязчивые повторы разгадывается немудреная головоломка “Комнаты страха”. И от этого в какой-то момент становиться невыносимо грустно. Выходишь на улицу и думаешь: “Вроде фильм ничего, вполне на уровне”. Особенно хорош для тех, кто в свое время прошел мимо “Семи”, “Игры” и “Бойцовского клуба”.