До “Игр разума” о Дженнифер Коннели - актрисе, сыгравшей жену сумасшедшего математика-гения, мало кто слышал. Эффектная брюнетка, похожая на Брук Шилдс и мелькнувшая в юности в паре-тройке фильмов класса “Б”. “Оскар” за лучшую женскую роль второго плана для нее был адекватен Нобелевской премии для Джона Форбса Нэша-мл.: ее наградили за ум, честь, совесть и постоянство в своей карьере.

Коэффициент интеллекта Дженнифер Коннели - один из самых высоких у голливудских актрис, и скорее всего в этой области она возьмет почетную “бронзу” после Джоди Фостер и Шарон Стоун. Из всех участников фильма Рона Хоуарда Коннели больше всего похожа на свою героиню, Алисию Нэш, окончившую Массачусетский институт.

Два года на филологическом факультете Стэнфорда, год в Йеле, лекции по философии и более чем необычное хобби: математика и квантовая физика. Настоящие “игры разума”, такие, что и не снились австралийскому фермеру Расселу Кроу. Она свободно говорит на итальянском, французском и японском, рисует и носит на шее изображение далай-ламы. Ей 32 года.

Еврейская девочка Дженни родилась у родителей-хиппи в Вудстоке. Когда “дети цветов” окончательно обуржуазились (папа Жерар стал директором швейной фабрики, мама Элейн и того круче - дилером по продаже антиквариата), семья переехала в уютную респектабельную квартиру возле Бруклинского моста. Четырехлетнюю Джен водили в элитную школу Святой Анны. В десять лет друг семьи, рекламный агент, предложил девочке карьеру модели. Юная Коннели стала “девушкой с обложки” журнала “Seventeen”, потом “лицом” различных рекламных фирм на телевидении и в газетах. И ей действительно предстояло бы стать “Брук Шилдс дубль два”, если бы не Серджио Леоне.

“Я вошла, и Серджио сразу же велел мне танцевать. Я никогда не училась в танцклассе, понятия не имела, что делать, и сейчас пытаюсь представить себе, насколько глупо я выглядела”. Она совершенно не помнит, “что и как тогда делала”, но после фильма “Однажды в Америке” стала танцевать практически во всех своих картинах.

“На мне было бальное платье из серебряной парчи, которое казалось таким потрясающим после голубых джинсов, которые я не снимала во все время съемок. А вокруг было огромное количество свечей, и шелковые портьеры, и дамы в шуршащих платьях, и господа в странных масках. И я танцевала с Дэвидом Боуи под песню, которую он сочинил специально для этого фильма. Мы танцевали медленно и прекрасно (о, я надеюсь!), и он был просто великолепен!” В “Лабиринте” Боуи играл царя гоблинов, а пятнадцатилетняя Дженннифер - отважную девочку, решившую спасти своего брата и отправившуюся для этого в дальнее путешествие. Потом она появилась в клипе Роя Орбисона “I Droove All Night” с невероятно популярным тогда Джейсоном Пристли. Потом уже самостоятельно выпустила сингл “Монолог о любви”, где пела по-японски, и сама же делала аранжировку собственных песен. Она занималась всем… и ничем. Снималась в рекламе пива “Miller” (это уже, естественно, достигнув совершеннолетия). Играла в театре. Снималась в телесериалах и низкобюджетных ужастиках, самый заметный из которых - “Феномен” Дарио Ардженто. “Мне тогда просто нравилось сниматься в кино, а в каком, неважно. Я старалась делать все, что мне велели, и как можно лучше”. И при этом она напоминала себе дрессированного щенка. “Боже, просто не могу поверить, что я в этом участвовала!”

Если о ее ролях и говорили, то только употребляя эпитет “экстравагантные”. О ее внешности и манере игры отзывались как о “несколько старомодных явлениях, в духе тридцатых годов”, а в партнеры, как считали, ей подошел бы “только покойный Эррол Флинн, если бы не умер”. Она так и осталась бы мало кому известной старлеткой, если бы не ее сын Кай, родившийся пять лет назад.

“Изменилось абсолютно все. Изменилась моя жизнь. Больше, чем жизнь, - мировоззрение. Я спросила себя: так ли я провожу свое время, правильно ли разговариваю, в каких фильмах снимаюсь, как смотрю на этот мир. Я стала больше читать. Начала думать над тем, стоит ли этот сценарий того, чтобы ради него уезжать от Кая. Что я могу сказать такого, что до меня никто не говорил?” Ни один мужчина в ее жизни: ни первый жених Билл Кэмпбелл, ни отец Кая, фотограф Дэвид Дуган, ни нынешний ее друг, актер Джош Чарльз, не послужили причиной таких глобальных мыслей. Коннели всегда была независимой, самостоятельной, самодостаточной женщиной. Но теперь все дипломы Стэнфорда и Йеля она может отдать за один вечер с маленьким сыном. “Просто будить его по утрам и готовить ему сэндвичи - самое большое счастье!”

Она снимается в байопике “Поллок” о знаменитом художнике и в авторском фильме Дарьена Аронофски “Реквием по мечте”. После “Реквиема”, где ее персонаж “сидит” на героине, Коннели схватила в охапку двухлетнего Кая и на две недели улетела в Коста-Рику, к океану. “Мне просто необходимо было очиститься от этой грязи”.

Она не может относиться к работе легко. “Каждый фильм - это глава в моей жизни. Каждый раз я нахожу что-то новое внутри себя. В “Играх разума” есть сцены и болезненные, и страшные, и печальные. Я не деградирую, как в “Реквиеме”, но это другой вид эмоционального терроризма”.

Она живет в Нью-Йорке и не собирается в Голливуд (“У меня тот же дом, те же друзья, что и в детстве”), она любит Италию с тех самых пор, как праздновала в Риме свой двенадцатилетний день рождения во время съемок у Леоне. Она ездит в Венецию весной. Она гоняет на мотоциклах, любит лошадей, и почти все в ее жизни окрашено в синий цвет: вода в бассейне, ее глаза, глаза Кая, платья ее любимого оттенка “кобальт”. Еще она любит чай, группу “Pearl Jam” и “серо-зеленый цвет, как цвет моря”. Удивительно, что такие девушки, родом из тридцатых (время действия фильма “Однажды в Америке”), все еще получают “Оскары”.