1600 пар латексных ушей и ног, 480 спецэффектов, 270 миллионов долларов, 9 эльфийских татуировок на телах кинозвезд и 1 выбитый зуб - так Средиземье встретилось с Голливудом на пороге нового тысячелетия. Итогом встречи стала кинотрилогия «Властелин колец» Питера Джексона. Ее первая часть – «Братство кольца» – наконец выходит в российский прокат.

Оксфордский профессор Дж.Р.Р. Толкиен совершил тихую революцию. Он был именно тем, кто «вывел» новую породу людей. Людей, которые точно знают, как по-квенийски «весна» и сколько миль от Бри до подножия Эред Митрин. Людей, которые убедились в том, что вообразить можно все что угодно. Отменив по собственной воле границы фантазии, солидный джентльмен в твидовом пиджаке фактически сделал возможным рождение целого пласта современной культуры - от Led Zeppelin до «Звездных войн».

Две страсти сжигали Толкиена всю жизнь. Первая – его жена Эдит. Вторая – слова. Он начал придумывать тайные языки, как только научился читать. Даже став серьезным профессором-лингвистом, специалистом по северным сагам, он не забросил детскую забаву. «Он не просто создавал новые языки, - говорит коллега Толкиена Том Шиппи, – а выдумывал их подробнейшую историю». Так появились новые имена, названия, чуть позже - точнейшие карты и календари, история войн и семейные древа, старинные алфавиты и животные-реликты. Так появилась новая страна, имя которой известно теперь во всем мире, – Средиземье.

В октябре 1999 года, когда режиссер Питер Джексон вместе со своей командой в тысячу человек впервые потревожил мирные холмы Новой Зеландии, на карту было поставлено многое.

При первом же известии о замысле экранизации «Властелина колец» фанаты забеспокоились. Началось интенсивное обсуждение предстоящего события в Сети. Каждый шаг Джексона придирчиво критиковался. Впрочем, уже сам факт такого повышенного внимания не мог не польстить создателям картины. Ведь это была не первая попытка рассказать другими средствами историю борьбы за кольцо. Однако никто из предшественников не вызвал такой бури.

В 1981 году Би-Би-Си отважилось на многочасовую радиопостановку. Там, кстати, за главного героя хоббита Фродо Бэггинса говорил Ян Холм, который в фильме Джексона получил «возрастную» роль Бильбо. Еще раньше, в 1978 году, вышли два анимационных фильма – «Хоббит» и «Властелин колец». Оба прошли почти незамеченными, получив лишь сдержанные оценки типа «Слишком упрощенный» и «Недостаточно хороший».

Совсем иную реакцию вызвало предприятие Джексона. «Всемирную паутину» залихорадило. «Они не смогут сохранить верность оригиналу!» - Причитали поклонники. Особые придирки вызывал кастинг. Его обсуждали в Сети долго, бурно и нелицеприятно. Однако, когда к осени 1999 года стал известен окончательный результат, вердикт толкиенистов оказался милостивым. С оговорками были приняты Ян Холм в роли Бильбо, Кристофер Ли – волшебник Саруман и Кейт Бланшетт – королева эльфов Галадриель. Единственный крупный скандал разгорелся из-за Лив Тайлер, выбранной на роль Арвен. Возникли слухи, что скромница Арвен в фильме превратилась в некую «Дзенарвен», размахивающую мечами и применяющую приемы восточных единоборств.

Впрочем, уж кого-кого, а Джексона с его командой вряд ли можно заподозрить в непочтительном отношении к оригиналу. Над сценарием работали люди, знающие книги Толкиена едва ли не наизусть - жена режиссера Фрэн Уолш и Филипп Бойенс. Если возникал спор, кто-то всегда говорил: «Но это же есть на такой-то странице!» И вопрос решался в пользу первоисточника.

При создании атмосферы Средиземья режиссер решил не мудрствовать, а положиться на мнение авторитетов - признанных иллюстраторов Толкиена Элана Ли и Джона Хоу. Судя по всему, Джексону действительно удалось максимально приблизиться к стилю толкиеновского мышления и создать на съемках такую реальную атмосферу Средиземья, что у многих актеров в конце концов возникли проблемы не с погружением в образ, а с выходом из него. Кейт Бланшетт вспоминает: «Мир казался настолько осязаемым, что в нем легко было потерять себя». А Элайджа Вуд рассказывает: «Когда мы пришли в Хоббитон, это было совершенно реальное место. Он выглядел так, будто простоял лет сто, не меньше. Для нас, «хоббитов», это был незабываемый момент, такое ощущение, будто мы наконец пришли домой».

Когда же начались натурные съемки, едва ли не весь народ Новой Зеландии оказался причастным к претворению в жизнь толкиеновских фантазий. Команда реквизиторов насчитывала более 2 500 000 человек. Они делали все - от подгонки латексных «хоббичьих лапок» до обучения актеров эльфийскому диалекту. Когда Джексону потребовалась армия для одной из батальных сцен, правительство с готовностью призвало то, что в Новой Зеландии называется армией.

Специфика литературного материала была такова, что настоятельно требовала нестандартных решений. Так, хоббиты должны были быть на три-четыре фута ростом (90 - 120 см) – крошечные существа по сравнению с двухметровым Гэндальфом. Это обычно достигалось путем использования искаженной перспективы, например, МакКеллен находился ближе к камере, чем Вуд. В начальной сцене фильма, где Гэндальф врывается в «хоббичью» нору Бильбо, два Яна (МакКеллен и Холм) даже не находились в одном помещении. Их сосуществование в кадре обеспечили компьютеры. О гриме и спецэффектах позаботилась дочерняя студия и цех Джексона под названием «Weta» (забавно, что это слово в переводе обозначает новозеландского насекомого, похожего на таракана). Дизайнер спецэффектов Ричард Тейлор создал тысячи облегченных кольчуг, для которых использовались, например, кусочки пластиковых дренажных труб. Для решения более высокотехничных задач в ход пошла специально разработанная компьютерная программа под названием MASSIVE. Она была способна создавать целые армии. Джексоновские программисты могли кликнуть на одного из участников двадцатитысячной толпы и увидеть всю битву «его глазами».

«Властелин колец». Избранная фактография

  • Когда 7 апреля 2000 года первый ролик к фильму появился в Интернете, он был скачан за первые сутки 1,6 миллиона раз.
  • В память о работе над фильмом девять членов Братства сделали себе в веллингтонском салоне маленькую татуировку в виде эльфийского символа, означающего цифру «9».
  • Во время съемок использовалось более 1600 пар латексных ушей и ног, каждая из которых «выпекалась» в специальной печке. Процесс шел 24 часа в сутки семь дней в неделю. Дело в том, что способа снимать ноги в конце дня, не повреждая их, так и не придумали, поэтому каждая пара использовалась только один раз. Использованные «накладки» крошились, чтобы не поощрять возникновения черного рынка краденых «хоббичьих лапкок». Однако Доминику Монагэну (Мерри) все же удалось стянуть одну ногу на память.
  • Доминик Монагэн (Мерри) носил «толстый» костюм из пены. Он выпивал ежедневно 3 л воды, чтобы предотвратить обезвоживание.