Кира Найтли в свои 22 с небольшим  уже добилась очень многого. А этот год обещает стать для нее поистине звездным. Фильм «Искупление», в котором она сыграла одну из главных ролей, стал главным претендентом на «Золотой глобус» и «Оскар», а актрисе все прочат победу в номинации «Лучшая женская роль».

Если двадцать с лишним фильмов в послужном списке актрисы можно назвать улыбкой фортуны, то ее появление на свет – поистине иронией судьбы. Кира Кристина Найтли родилась 26 марта 1985 года в семье актера Уилла Найтли и писательницы и сценаристки Шерман МакДональд в результате … пари. Мама Шерман, тогда еще только актриса, объявила папе, что собирается оставить сцену, заняться писательством и завести еще одного ребенка (у Киры есть старший брат Калеб). Папа согласился лишь с тем условием, что пьеса, написанная его женой, будет продана. Так, вначале на свет появился дебют мамы When I Was a Girl, I Used to Scream and Shout – пьеса, которую вскоре купил один из лондонских театров -  а потом и Кира.

Если верить этой семейной легенде, то становится понятно, почему Кира с детства не видела себя ни в какой другой профессии, кроме актерской.  Уже в возрасте трех лет (!) она  потребовала, чтобы ей нашли агента. К шести годам она его получила и в семь лет дебютировала в маленькой роли в телефильме «Королевские праздники» (1993). Затем последовала серия ролей в добротных английских телефильмах, в том числе в «Возвращении домой» (1998) с Питером О’Тулом.

Девочку с актерскими способностями и ангельским лицом заметили и в Голливуде. Правда, в случае с ее первой ролью опять можно говорить об иронии судьбы. Режиссер Джордж Лукас пригласил Киру сняться в приквеле «Звездные войны: Эпизод Первый» (1998) в роли служанки Сабе, которую подставляет вместо себя юная королева Амидала (Натали Портман) лишь потому, что… Кира была невероятно похожа на Портман. Даже для многих членов команды долгое время Кира и Натали были одним лицом. И хотя об участии Найтли в картине таблоиды до поры до времени молчали, начало было положено. А смелости юной актрисе было не занимать – в возрасте 15 лет Кира  появилась на экране topless в английском фильме «Яма» (2001).

Впрочем, сегодня Кира и не скрывает, что любит сниматься обнаженной. Вспомните хотя бы  ее в довольно «горячие» сцены с Эдгаром Рамиресом в триллере «Домино» (2005). Кира говорит, что подобные эпизоды дают ей чувство свободы. Но эта свобода пришла к ней не сразу. Актриса рассказывает, что для того, чтобы расслабиться перед секс-сценой с Эдриэном Броуди в триллере «Пиджак» (2004), она «для храбрости» выпила пару рюмок водки. До этого «киносекса» ей пришлось лишь невинно целоваться с Орландо Блумом в первой серии «Пиратов Карибского моря» (2003). Кира вошла во вкус и позже буквально уговорила режиссера «Пиратов» Гора Вербински устроить ей поцелуй с Джонни Деппом, который не был прописан в сценарии. Кстати, Орландо, имеющий обширный опыт экранных и внеэкранных поцелуев считает, что у Киры это получается лучше, чем у всех знакомых ему девушек. Страстные поцелуи в трех сериях «Пиратов Карибского моря», сделавших Киру кинозвездой, к счастью, не смогли затмить ее настоящего актерского дара, который проявился в полную силу в экранизации романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (режиссер Джо Райт). За роль мелкопоместной британской дворянки Элизабет Беннет Кира была номинирована на «Оскар». Критики прочат номинацию и за роль Сесилии Таллис в «Искуплении», кстати, Фильм снял тот же Райт.

Для того, чтобы поговорить об этом и о многом другом мы встретились с Кирой на следующий же день после мировой премьеры «Искупления» на международном фестивале в Торонто.

Картина оставляет ощущение, что ты смотришь классический британский фильм, но снятый в современной визуальной манере...

...Рада, что заметил! Джо (режиссер Райт – «ВД») хотел, чтобы мы с Джеймсом Макэвоем играли сцены с диалогами как в классических английских картинах. Слова должны были вылетать быстро – как пули. Этот стиль разговора ныне потерян.

Трудно было не влюбиться в исполнителя главной роли Джеймса Макэвоя?
Я давняя поклонница Джеймса. На эту роль пробовались несколько актеров, но только он довел нас почти до слез. После его прослушивания все, кто был в комнате, включая меня, не могли говорить минут десять. Такой талант появляется раз в поколение. Он потрясающий актер и человек! Но он женат. И его жена очень счастливая леди, как мне кажется.

Тебе, как Сесилии в фильме, приходилось иметь дело с обманом и предательством?
Нет, мне повезло.

Ты умеешь прощать?   

Когда мы снимали финальную сцену, в которой Сесилия и Робби прощают Бриони (сестру Сесилии, разрушившую своей детской ложью жизнь героев – «ВД»), мы с Джеймсом в один голос стали уговаривать Джо переснять финал, потому что мы – Кира и Джеймс – не могли бы простить ее в реальной жизни.

Фильм – о любви и потере. Как долго ты могла бы ждать своего любимого?
Понятия не имею! (смеется). Когда люди смотрят фильмы про любовь, они думают, что в подобной ситуации поступят так же. Самое замечательно в кино - возможность представить себя в роли героев и пофантазировать в темном зале. Я лично влюбилась в эту идею ожидания. Но я не уверена, что поступила бы так же, как Сесилия. К счастью, мне не нужно принимать подобных решений.

«Искупление» - трагическая романтическая история. У тебя есть любимые фильмы этого жанра?
 «Касабланка», «Унесенные ветром». Больше всего я плакала на «Танцующей в темноте» с Бьорк. Мне было физически больно смотреть этот фильм.

«Пираты Карибского моря» сделали тебя суперзвездой. Будешь сниматься, если последует продолжение?
Не могу представить себя еще в одном фильме о пиратах. Это были замечательные два года, но я чувствую, что во мне нет места для еще одного такого приключения. Сейчас мне хочется исследовать серьезные чувства, мысли, подобные тем, что в «Искуплении». Но это не значит, что если появиться интересный голливудский блокбастер, я откажусь.

Британские таблоиды упрекают тебя за излишнюю худобу. Как известно, ты даже засудила одну газету почти на шесть тысяч долларов за клевету. Зачем тебе это понадобилось?
Сегодня слишком много внимания придается весу человека. Я уже много раз говорила – я не анарексичка. Никогда ею не была. У меня нет проблем с едой. Все, кто говорят иначе – лгут!

Ты не аристократка, но все же кинозвезда. У тебя есть прислуга?
Я сама готовлю. Дом у меня не слишком прибранный (смеется). Поэтому я недавно пригласила уборщицу. Я много езжу, а во время съемок «Пиратов» вообще два года почти не бывала дома. Мне было очень приятно работать в Британии на «Искуплении». Спать в своей собственной постели оказалось большим удовольствием. Сделать себе чашку чая, повидать друзей в местном пабе – замечательные простые вещи.

Значит, ты не любишь путешествовать?
Напротив, особенно после съемок мне нужно обязательно сменить обстановку, отключиться. После «Искупления» я поехала в Бутан. Это было нечто экстраординарное!

Что для тебя значат слава, известность?
Я всегда хотела преуспеть в жизни. Моей страстью было кино, актерская профессия. Каждый, кто говорит, что не хочет добиться известности в своей профессии – лжет! Но слава – совсем другое дело. Положа руку на сердце, скажу, если бы я могла быть профессиональной актрисой и оставаться анонимной, неизвестной, я бы тоже была счастлива. Я люблю свою работу. Конечно, как у всякой работы у нее есть негативные стороны. Но до тех пор, пока я буду любить свое дело, я буду мириться с обратной стороной славы. А если мне надоест, я займусь чем-то другим.

Когда ты на красном ковре, ты такая же, как всегда?
Нет, я каждый раз придумываю для себя персонаж, который выходит на ковер.

Вчера на премьере ты была…
Не скажу – боюсь, все будут смеяться. На последнем «Оскаре» я была Мадам Х. из картины Сарджента. На фестивале в Венеции - изображала Софи Лорен.

Ты целовалась на экране с Орландо Блумом и с Джонни Деппом. Кто целуется лучше?
Джеймс МакЭвой.

Твой идеал мужчины?

Смесь Орландо Блума и Джонни Деппа.

Ты всегда прекрасно выглядишь на фотографиях в журналах. В чем секрет?

Хороший макияж. И ретушь (смеется).

5 лучших фильмов Киры Найтли:


«Играй, как Бекхем» (Bend It Like Beckham), реж. Гуриндер Чадха, 2002.
Первый фильм, который представил Найтли международной аудитории, как талантливую актрису, умеющую сыграть драму и комедию. В фильме она юная футболистка, подруга главной героини. У персонажа Найтли проблемы с матерью, что помогает ей понять трудности своей подруги из индийской эмигрантской семьи.

«Пираты Карибского моря» (Pirates of the Caribbean), реж. Гор Вербински, 3 серии, 2003-2007.
Во всех трех сериях Найтли играет девушку благородного происхождения Элизабет Суэнн, которая волей обстоятельств становится флибустером. Найтли от фильма к фильму превращается из очаровательной барышни в лихого рубаку. Кстати, практически все трюки она выполняет сама. Фильм-блокбастер, собравший в мировом прокате миллиарды долларов, сделал Найтли суперзвездой.

«Домино» (Domino), реж. Тони Скотт, 2005.
Найтли играет реальную женщину Домино Харви, которая из успешной фотомодели превратилась в мужеподобную bounty hunter - «охотницу за головами». Найтли очень смело проводит рискованные эротические сцены, умело управляется с тяжелым вооружением. Актриса точно понимает условность фильма Тони Скотта, который не воспроизводит реальность, а фантазийно исследует природу феномена Домино Харви.

«Гордость и предубеждение» (Pride and Predjudice), реж. Джо Райт, 2005.
Не в последнюю очередь благодаря свежей и энергичной игре Киры Найтли, очередная экранизация романа Джейн Остин получилась непохожей на все остальные скучные постановки по книгам Остин. В роли Элизабет Беннет, дочери обедневших аристократов, не желающей подчиняться закостенелым традициям, Найтли демонстрирует свою способность держать целый фильм на своих хрупких плечах. Номинация на «Оскар» за эту роль утвердила Найтли в ряду самых интересных актрис ее поколения.

«Искупление» (Atonement), реж. Джо Райт, 2007
Игру Киры Найтли в этом фильме некоторые критики сравнивают с манерой звезд прошлого – Бетти Дэйвис или Джоан Кроуфорд. Молодая актриса точно уловила мотивы представленного в фильме времени – конец 30-х и годы Второй мировой войны. В этом камерном и одновременно эпическом фильме свой талант Найтли использует очень экономно, никогда не «пережимая» с эмоциями.

Фильм «Искупление» с Кирой Найтли смотрите в кинотеатрах с 17 января.