Есть золотое правило: если хотите, чтобы в компании началась ругачка, — запустите разговор об отечественном кинематографе. О, тут поле боя непахано, силы необъятны, конца и края доводам не найти. Во-первых, есть люди, которые принципиально не смотрят «наше», мол, чего время тратить, всё равно ничего путного не получится; во-вторых, есть те, кто смотрит много, но всё не то; в-третьих, есть храбрецы, отсматривающие огромное множество новинок вне жанров. И всем этим ребятам никогда не найти точек пересечения. Ну, как говорится, рискнём: «Игра в кальмара», «Дюна» и «Вечные» — хорошо, но иногда хочется родной речи без трудностей перевода.

 

1. «Петровы в гриппе» (2021) 

Когда простываешь, всё вокруг моментально начинает казаться каким-то нереальным: то стены танцуют, то окна гуляют, то потолок решает пойти по своим делам. С одной стороны, страшно, с другой — странно, с третьей — даже любопытно. «Петровы...» Кирилла Серебренникова — пёстрая история одной семьи, что попала под каток заразы: здесь и галлюцинации, и воспоминания, и семейные разборки, и перемещения во времени. Сказка — ложь. Да в ней, как известно, наша общая жизнь.

 

2. «День мёртвых» (2021)

Перед днями, что важны для твоей семьи, всегда стараешься навестить родственников, которые уже ушли на небо. Это традиция, память, важность и необходимость. Как и перед родительской субботой — хочешь не хочешь, а надо ехать. Мать и сын отправляются в непростую поездку, чтобы поговорить с умершими, собой, друг другом, «собрать всех вместе», навестить каждого. Мощные актёрские работы (Александр Паль и Агриппина Стеклова) в несколько театральном фильме Виктора Рыжакова, что не лишён тепла, обаяния и отличных диалогов.

 

3. «Собирайся, поедем на праздник» (2021)

Женское обрезание — операция, о которой не принято говорить. Нельзя, запрещено, неуместно. Тем не менее ежегодно примерно 1000 девочек с Северного Кавказа проходят через эту операцию. «Собирайся...» — двадцатиминутная короткометражка — путешествие в небольшое горное село вместе с гинекологом Майей (Дарья Мороз). Масса открытий, ворох удивлений, тонна оправданий средневековым методам и (якобы) законным действиям (режиссёр — Ламара Согомонян).

 

4. «Герда» (2021)

Бурное застолье. Выпивка, закуска, сыр и колбаса. Две женщины в нарядных кофтах, мужчина в бордовой рубашке. С ними за столом сидит молодая девушка, пытающаяся заполнить анкеты. Днём она — Лера (Анастасия Красовская), студентка социологии; ночью — Герда, броская девица, исполняющая приватные танцы. Разумеется, хочется уехать из провинциального города, конечно же, нужно накопить денег, безусловно, в семье огромные проблемы (режиссёр — Наталья Кудряшова). Два мира, два человека, два образа жизни. И очень бы не хотелось, чтобы они когда-нибудь пересеклись.

 

5. «Gogol-Mogol» (2021) 

Мама (Светлана Немоляева), статная учительница русского языка, приходит в ресторан на встречу с Сыном (Анатолий Белый), что вечно выпускает проект за проектом. И времени на семью никак не находит. Она хочет поговорить, а он постоянно отвлекается на «очень важные» телефонные звонки; Он хочет быстренько её накормить, а она не может определиться с выбором блюд. Отличная и невероятно простая короткометражка Александра Котта, сюжет которой будет понятен практически каждому.

 

6. «Немцы» (2020)

Эбергард (Евгений Коряковский) — человек, которому завидовали практически все. У него и прекрасное журналистское образование, и острый язык, и нестыдная работа в издании, что идёт в противоход действующей власти. Но внезапно он — любимец женщин, душа компании, энергетик и батарея — вынужден переобуться в полёте: теперь ему предстоит руководить пресс-службой администрации задрипанного российского городка. И узнать много нового и интересного о стране, где коррупция, подставы и растраты — ещё не самое страшное, что может приключиться (режиссёр — Стас Иванов).

 

7. «Мёртвые души» (2020)

Тут, конечно, целая актёрская россыпь: и Евгений Цыганов, и Анна Михалкова, и Александр Робак, и Алексей Серебряков, и Тимофей Трибунцев. В свежем мини-сериале Григория Константинопольского по мотивам текста Николая Гоголя товарищ Чичиков, как и многие десятилетия назад, всё ещё ездит по провинциальным домам. Но теперь он предлагает людям не покупку мёртвых душ, а места на кладбищах, где упокоены знаменитости.

 

8. «Капитан Волконогов бежал» (2021)

Очень смелое и яркое кино Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, балансирующее на тонких гранях правды, выдумки, историчности и изощрённой фантазии. Сначала у тебя есть всё: работа, уважение коллег, чистая совесть (нет, не чистая, но ты так не считаешь). Балует начальство, любят сослуживцы. А потом ты резко объявляешься преступником (им, справедливости ради, ты и был всегда). Просто так. Или не просто. Остаётся или принять свою участь, или бежать куда глаза глядят. Волконогов (Юра Борисов) выбрал второе, и теперь его ищут по всем окрестностям бывшие друзья и новые враги. Единственный шанс на спасение — искренне попросить прощения. Но это намного сложнее, чем кажется.

 

9. «Чиновница» (2021)

Арина (Виктория Толстоганова) — ухоженная штучка: своя машина, стильная причёска, люксовый макияж, дорогие шмотки (режиссёр — Оксана Карас). Взрослый сын, не очень бедный любовник, мама, живущая в доме, построенном на заработанные средства. Она, начальник финансово-экономического отдела Минздрава, привыкла ни в чём себе не отказывать: есть и сбережения, и собственное жильё, и неплохая зарплата. На худой конец, всегда можно подписать бумаги, которые будут для кого-нибудь выгодны. Разумеется, за вознаграждение. Так всё шло бы и шло, если бы устойчивый мир региональной чиновницы не дал сбой буквально за неделю: внезапно выясняется, что она беременна, сын уже давно крутит роман со взрослой женщиной, а мама отравилась препаратами, которые она сама разрешила положить на аптечную полку.

 

10. «Кто тебя победил никто» (2021)

Тот случай, когда всякое описание, любые слова, каждая рецензия всё равно будут меньше картины Любови Аркус об Алле Демидовой — настоящей глыбе театра и кино. Взлёты и падения, интервью и воспоминания, цвет и монохром. Два часа неспешных разговоров, долгих минут и коротких десятилетий. О той, которую никто уже не победит.

ЧИТАЙТЕ ТАЖКЕ: