Редактор «Вашего досуга» Дмитрий Елагин прямо сейчас находится на Каннском фестивале и делится своими краткими заметками о фильмах, которые стоит запомнить, дождаться онлайн или в прокате. В этот раз речь пойдет о картине режиссера Асгара Фархади из программы «Основной конкурс».

150 тысяч иранских реалов должен Рахим кредитору, и пока он не вернет долг, будет сидеть в тюрьме. Асгар Фархади знает, как снять фильм, который получит награду на фестивалях и премиях (он двукратный лауреат «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке, обладатель «Золотого Медведя» Берлинале и так далее). Фархади — иранский режиссер, его коллегам государство активно запрещает снимать кино, сажает их под домашние аресты и в тюрьмы. Чтобы избежать гнева властей, авторы говорят на эзоповом языке, который российскому зрителю знаком по кино СССР. Например, когда молодые целуются, то экран затухает — затемнением советские режиссеры обозначали, что секс был. Это одна из многих метафор, которые придумывают режиссеры по всему миру. Иранские авторы особенно преуспели, так как их традиционное и религиозное общество очень герметично, построено на умолчании и сокрытии внутренних проблем. Аббас Киаростами («Десять»), Джафар Панахи («Офсайд»), Мохаммад Расулоф («Зла не существует»), Мохсен Махмальбаф («Кандагар») и другие взламывали закрытые двери молчания, резко затрагивали темы политики и женской доли; Асгар Фархади избирает социальные проблемы и описывает их очень осторожно. Оскароносный «Развод Надера и Симин» (2011) ловко касался темы развода и показывал, как в скованном правилами обществе одна ошибка ведет к другой. «Герой» построен по тому же принципу: мертвая петля катастрофы начинается из-за небольшой лжи.

Рахима (Амир Джадиди) выпускают из тюрьмы на два дня, он встречается с тайной возлюбленной Фархондех (Сахар Голдаст), которая нашла на улице  женскую сумочку с 17-тью золотыми монетами, которые равны 70 тысячам реалам. Но кредитор хочет полной суммы, тогда Рахим и Фархондех решают расклеить объявления о находке, где оставляют телефонный номер тюрьмы, чтобы не скомпрометировать девушку. Сумку забирает безымянная незнакомка, а благодаря звонку в тюрьму о поступке Рахима узнает общественность: появляется заметка в газете, у него берут интервью. Но мужчина лжет, говоря, что это он нашел сумку на автобусной остановке. Рахим врет, чтобы защитить честь девушки, но иранское общество чести такого не прощает. Оно вся и всех видит насквозь. Талант Асгара Фархади в умении разносторонне показать механизм работы социума: у Фархади мужчины оказываются слабыми и эмоциональными, а женщины - сильными и стойкими. Жесткое общество влияет и подчиняет себе всех, не обращая внимания на гендерную привилегированность.

После того, как о поступке Рахима узнали люди, его называют героем и отпускают из тюрьмы еще на несколько дней, чтобы он уговорил кредитора дать отсрочку. 70 тысяч были отданы обладателю, других денег нет, поэтому общественная организация начинает сбор пожертвований — Рахим снова врет, сообщая, что сразу написал объявление о пропаже. Пузырь славы надувается, герою предлагают работу в администрации, но все «лопается». Кто-то сообщил, что Рахим не находил сумку, не имел денег и сфабриковал всю историю ради собственной выгоды. В иранском обществе чести Асгара Фархади можно увидеть процессы, которые касаются интернет-комьюнити. Мировая сеть — это иллюзорное пространство, где от людей остались только аватары. Это пространство социальное, и оно помнит все, даже удаленное. С этим в последние годы сталкиваются звезды мирового масштаба, которых «отменяют» (англ. термин cancel) за слова и поступки десятилетней давности. В Иране людей тоже отменяют, отправляя в забвение. Поэтому далекая восточная культура отказывается очень близкой человеку века интернета. 

Проблема фильмов Асгара Фархади в их идеальности, предсказуемости. В этом «Герой» напоминает дорожку из домино: все становится понятно, если посмотреть сверху на цепочку из костей. Фархади, как школьник-отличник, который выучил формулу успеха и знает, что нужно для награды: покритиковать власть (но не сильно), заступиться за женщин (но без манифестаций) и обязательно в финале оставить высокий гуманистический посыл о ценности человеческой жизни. Он идеально играет ноту за нотой, но красота искусства в неидеальности, в авторском смешении жизни и стиля. Этого не знает Фархади, в этом его ошибка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: