22 апреля начинается московский международный кинофестиваль — главный кинофестиваль России, который проходит на многих площадках столицы. Любой желающий может купить билет на публичный показ и посмотреть фестивальные хиты или случайно найти что-то свое – ведь фестиваль и существует для того, чтобы открывать новое. Билеты на многие показы еще доступны на официальном сайте. А пока Дмитрий Елагин изучил обширное расписание и рассказывает, на какие фильмы стоит обратить внимание.

Увидеть первым

  • «Девятаев» (Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов) – фильм открытия. В прокате с 29 апреля
  • «Паркет» (Александр Миндадзе) – программа «8 ½ фильмов». В прокате с 13 мая
  • «Кровопийцы» (Юлиан Радльмайер) – основной конкурс. В прокате в 2021 году

Кинофестиваль позволяет увидеть будущие новинки проката раньше других. В прошлом году фестиваль открывал новогодний хит «Серебряные коньки», а в этом военный боевик «Девятаев». Его режиссерами стали продюсер Тимур Бекмамбетов («Профиль», «Ночной дозор») и оператор Сергей Трофимов (серии «Елки» и «Гоголь»). В основу сюжета легла история летчика Михаила Девятаева, которого берут в плен и отправляют на особый остров, где испытывают новые крылатые ракеты.

Александр Миндадзе добился признания во времена СССР за сценарии к философским фильмам Вадима Абдрашитова («Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра»). В «Паркете» у Миндадзе встречаются трое танцоров танго: он, его бывшие жена и любовница. Вместе они готовятся к последнему выступлению, так как мужчина смертельно болен.

«Кровопийцы» – марксистская комедия о вампирах. Конец 1920-ых, советский рабочий Левушка сыграл Льва Троцкого в «Октябре» Сергея Эйзенштейна. Но Троцкий попадает в немилость, Лёвушку «вырезают» из фильма, и в отчаянии он едет покорять Голливуд. По пути в США мужчина встречает молодую и богатую вампиршу и безнадежно влюбляется.

Единственный шанс

  • «Неудачный трах, или безумное порно» (Раду Жуде) – программа «Фильмы, которых здесь не было»
  • «Из рода зверей» (Лав Диас) – программа «Мастера»
  • «Святой нарцисс» (Брюс Ля Брюс) – программа «Молодые и красивые»

Самая ожидаемая картина фестиваля – победитель Берлинале-2021 «Неудачный трах, или безумное порно» румынского режиссера Раду Жуде. Ему удалось описать пандемийный 2020-ый год, комично показав сходящее с ума общество. Его центром стала невзрачная учительница Эми, чье интимное видео попало в интернет. 

Лав Диас – мастер «медленного» и долгого кино. Его картины обычно длятся от пяти часов, но лентой «Из рода зверей» (участник прошлогоднего Венецианского кинофестиваля) щадит зрителя, всего лишь 157 минут. Трое нелегальный работников шахты отправляются на родные острова. Они путешествуют через море, тропические леса, горы, а их разговоры постепенно становятся все более и более напряженными.

New Queer Wave сносила предрассудки в Америке 90-ых годов, а одним из ярчайших ее представителей был Брюс Ля Брюс. Он много лет снимал андеграундное, гомоэротическое кино со сценами секса, но последние десять лет ему всегда рады на крупных фестивалях. В «Святом Нарциссе» 22-летнего Доминика больше всего возбуждает собственное отражение, он может подолгу рассматривать селфи. Но после смерти бабушки парню открывается тайна, что у него есть брат-близнец. 

Фрагменты страны

  • «Последняя “милая Болгария”» (Алексей Федорченко) – основной конкурс
  • «Человек божий» (Елена Попович) – основной конкурс 
  • «Дуров» (Родион Чепель) – конкурс документального кино

Алексей Федорченко – уникальный режиссер, который показал фольклор республики Марий Эл («Небесные жены Луговых мари»), экранизировал Дениса Осокина («Овсянки») и снял почти бессловесную драму о второй мировой («Война Анны»). Действие «Последней “милой Болгарии”» происходит в 1944 году в Алма-Ате, куда переехало кинопроизводство. Фильм снят по мотивам книги Михаила Зощенко «Перед восходом солнца».

Если вам не хватает Александра Петрова в российских картинах, то его английскую речь можно услышать в «Человеке божьем». Герой Петрова знакомится с епископом Нектарием Эгинским, изгнанным и осужденным без суда.

Павла Дурова знают по всему миру. Его главным шедевром стал мессенджер Telegram, где основной упор сделан на приватность и защищенность общения. Это идет вразрез с политикой стран, которые требует об информационный компаний контроля за данными. В документальном фильме историю Дурова рассказывают его близкие и те, на чьи жизни программист сильно повлиял.

Фестивальные тайны

  • «Вкус» (Ле Бао) – программа «8 ½ фильмов»
  • «Дети солнца» ­(Маджид Маджиди) – программа «Молодые и красивые»
  • «Прощай, Годар» (Амартия Бхаттачарья) – программа «Вокруг света» 

Программа «8 /½ фильмов» – самая престижная внеконкурсная программа ММКФ, и именно в нее куратор Петр Шепотинник взял дебют вьетнамского режиссера Ле Бао. Автор заменил литературный сюжет на ряд перформансов в закрытом помещении, которые критикуют философию колониализма.

Иранское кино ассоциируется с тонкими намеками на политические и социальные проблемы. Маджид Маджиди («Мухаммед – посланник Всевышнего», «Ивовое дерево») принадлежит к другой волне режиссеров, которые не боятся ярких красок и слезливой драмы. Его «Дети солнца» о беспризорниках, они пытаются выжить, совершая мелкие кражи. Однажды главному герою Али поручают найти сокровище, но для этого найти поступить в благотворительную школу, где его должны перевоспитать.

Предпоследний шедевр Жана-Люка Годара называется «Прощай, речь» (2014), но герой индийского режиссера только знакомится с творчеством французского классика. В далекой деревне старик Ананда любит с друзьями смотреть порно, но случайно приносит домой диск с фильмом Годара. Пораженный увиденным он решает устроить кинофестиваль в честь режиссера.  

Вписанное в вечность

Беспроигрышный вариант на любом фестивале – ретроспективы, они никогда не огорчают. К своему юбилею программный директор ММКФ Кирилл Разлогов собрал большую программу «Кирилл Разлогов. Фильмы моей жизни», куда вошла дореволюционная классика («Сумерки женской души» Евгений Бауэр, 1913), нуар от Орсона Уэллса «Печать зла» (1958), открывшая эротику в кино «Империя чувств» (Нагиса Осима, 1976) и многое другое.

Другая большая ретроспектива посвящена ушедшему в прошлом году Ким Ки Дуку («Остров», «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»). Его взгляд подобен взгляду Ларса фон Триера: ненавидит человеческое существо и верит в спасение души.

Последнее, на что стоит обратить внимание – это картина председателя жюри основного конкурса «Ма Роза» Брийанте Мендосы («Бойня», «Ловушка»). Филиппинский режиссер известен сюжетами, где добрые люди оказываются в критических ситуациях и превращаются в монстров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: