Отложенная с февраля премия «Оскар» наконец пройдет 25 апреля (26 апреля в России). Для американского общества искусство не существует вне политики и этики, и это ярко видно на примере церемонии 2017 года. В 2016 году случился скандал, когда жена Уилла Смита обвинила комитет в расизме, и хэштег #OscarsSoWhite выбился в тренды соцсетей. Реакция была прямой – множество номинаций для афроамериканцев на следующий год. Также премия отличается разнообразием (английское слово diversity): так в номинации за лучшую режиссуру с американцами соревнуются китаянка (Хлоя Чжао с «Землей кочевников), датчанин (Томас Винтерберг с «Ещё по одной») и кореец (Ли Айзек Чун с «Минари»). Поэтому следить за её исходом будет особенно интересно, победит ли верховенство эстетики, или падет перед требованиями репрезентации и равенства. Дмитрий Елагин рассказывает, кто скорее всего победит в главных категориях, и кому следовало бы отдать награду.

Лучший фильм года

  • «Отец» (реж. Флориан Зеллер)
  • «Иуда и черный мессия» (реж. Шака Кинг)
  • «Манк» (реж. Дэвид Финчер)
  • «Минари» (реж. Ли Айзек Чун)
  • «Земля кочевников» (реж. Хлоя Чжао)
  • «Девушка, подающая надежды» (реж. Эмиральд Феннел)
  • «Звук металла» (реж. Дариус Мардер)
  • «Суд над чикагской семеркой» (реж. Аарон Соркин)

Кто победит — «Суд над чикагской семеркой»
Кто должен победить — «Земля кочевников»

В прошлом году по всей территории США шли демонстрации, вызванные убийством Джорджа Флойда. Борьба граждан велась не столько за отдельных персон, сколько против системы, где полиция проявляет насилие к протестующим, а суды потом покрывают «своих». Как раз об этом — «Суд над чикагской семеркой», который к тому же является судебной драмой, любимым в американском кино поджанром. На этом новостном фоне «Земля кочевников» теряется наравне с «Минари», как кино вне временных рамок. Хотя Чжао вводит социальный контекст (образ заброшенного города, маленькие пенсии и прочее), её картина сложнее «Суда». Она поднимает тяжелую для психологии и философии тему принятия смерти, которая разрешается не пафосными речами, а множеством встреч со случайными незнакомцами. Поэтому скорее всего голоса аполитичных членов академии поделятся между «Минари» и «Землей кочевников», а большинство уйдет «Суду над чикагской семеркой», объединившему разные социальные и идеологические группы. 

Лучшая режиссура

  • Томас Винтерберг («Еще по одной»)
  • Дэвид Финчер («Манк»)
  • Ли Айзек Чун («Минари»)
  • Хлоя Чжао («Земля кочевников»)
  • Эмеральд Феннел («Девушка, подающая надежды»)

Кто победит — Хлоя Чжао
Кто должен победить — Хлоя Чжао

Среди всех номинантов Хлоя Чжао — единственная, кто взращивает собственный киноязык. Её метод можно сравнить с методом итальянских неореалистов, но её цель — не найти социальный нерв и выяснить проблемы общества, а исследовать психологию простого американца. Герои её прошлых фильмов («Песни, которым научили меня мои братья», «Наездник») стремились к мечтам, которые разрушали их жили. В «Земле кочевников» она переходит на новый идейный уровень, где успех перестал быть целью жизни американцев, потому меняет киноправду сценария на правду жизни, путь искренности. Сложная стратегия, но вознаграждающая сполна.

Лучшая женская роль

  • Виола Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза»)
  • Андра Дэй («Соединенные Штаты против Билли Холидей»)
  • Ванесса Кирби («Фрагменты женщины»)
  • Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников»)
  • Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды»)

Кто победит — Кэри Маллиган
Кто должен победить — Ванесса Кирби

За Маллиган закрепился образ красивой «куколки» из-за очень популярных «Драйва» (2011) и «Великого Гэтсби» (2013). В «Девушке...» 34-летняя актриса использует свои прошлые амплуа для образа мстительницы, которая притворяется пьяной и приманивает «хороших» парней, чтобы во время попытки изнасилования «отрезвить» их. Хотя Кэри Маллиган не остра в своей игре, на протяжении фильма её героиня меняет маски, которые показывают талант исполнительницы. Роль Ванессы Кирби сложнее, потому что на протяжении двух часов она минимумом мимики и жестов выражает тяжелейшее переживание потери новорожденного ребенка. Если «Девушка...» разбивается на сцены с разным настроением, что облегчает игру, то «Фрагменты...» представляют долгую линию, где женщина не может ни на секунду сфальшивить, потому что её лицо, её внутренние переживания — в центре внимания.

Лучшая мужская роль

  • Риз Ахмед («Звук металла»)
  • Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза»)
  • Гари Олдман («Манк»)
  • Энтони Хопкинс («Отец»)
  • Стивен Ён («Минари»)

Кто победит — Чедвик Боузман
Кто должен победить — Чедвик Боузман

Чедвик Боузман стал для афроамериканцев символом гордости после «Черной пантеры» (2018). Его смерть в прошлом году поразила Америку, учитывая как актеру прочили большое будущее в кинематографе. В «Ма Рейни: Мать блюза» (2020) он до неузнаваемости преображается в заносчивого парня Ливи, чей образ полон мелких жестов и мимики. Ничего не осталось от предыдущей каменной роли супергероя, Боузман стал другим человеком в новой роли, за что уже получил важную для американской индустрии премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в драматическом фильме. На горизонте «Оскар».

Лучший анимационный полнометражный фильм

  • «Вперед» (реж. Дэн Скэнлон, студии Walt Disney Pictures, Pixar)
  • «Путешествие на Луну» (реж. Глен Клин, студия Netflix Animation)
  • «Барашек Шон: Фермагеддон» (реж. Уилл Бечер, Ричард Фелан, студия Aardman Animations)
  • «Душа» (реж. Пит Доктер, студии Walt Disney Pictures, Pixar)
  • «Легенда о волках» (реж. Томм Мур, Росс Стюарт, студии Cartoon Saloon, Mélusine)

Кто победит — «Душа»
Кто должен победить — «Душа»

Редко студии Disney может кто-то противостоять. Тем более, когда в номинации картина Пита Доктора, уже дважды получившего «Оскар» за «Вверх» (2009) и «Головоломку» (2015). В отличие от остальных режиссеров Доктер не боится экспериментировать и ступать на неизведанные территории: раз за разом касается темы смерти и расставания с близкими людьми, а в «Душе» изучает строение и идею судьбы. Хотя фильм далек от идеала, Доктеру удалось вдохнуть во взрослых любовь к жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: