Московский Международный кинофестиваль продолжается. 3 октября состоялась премьера фильма «Ещё по одной» Томаса Винтерберга. Датский классик рассказывает историю четырех учителей, которые через употребление алкоголя пытаются освободиться от гнета «серости» жизни. Дмитрий Елагин объясняет, как попытка уйти от одной системы приводит к другой.

КРАТКО:

«Ещё по одной» – кино, полное азарта, драматических и комических сцен, знакомых фраз типа: «А ты не пробовал выпить перед экзаменом?» Режиссер через тонкие световые акценты, кадрирование и манипуляции с фокусом просто, но точно передает освобождение героев от правил, которые существуют только в их головах.

ПОДРОБНО:

Четверо мужчин среднего возраста в дорогом ресторане отмечают день рождения, сидят, дегустируют крепкие и легкие напитки, говорят об усталости от монотонной семейной жизни. Вдруг у главного героя Мартина (Мадс Миккельсен) вырывается реплика: «Я совсем один». На фоне играет инструментальная музыка, за окном ночь, на столе горят свечи. А вот под солнцем бегут школьники по берегу озера, в руках у них ящики с пивом – это особый марафон. Они спотыкаются и падают, пьют и блюют, обнимаются и целуются. Мужчины вспоминают раскованность молодости и решают проверить теорию о том, что чтобы быть счастливым, надо постоянно поддерживать состояние легкого опьянения. 

«Ещё по одной» общается различными интонациями, в нем мелодрама о эмоциональной засухе сочетается с комедией, где несколько мужчин всерьез и в шутку ставят над собой эксперимент. Проблема разрушающей душу и разум рутины легла в основу «Красоты по-американски» (1999) – более скандального фильма (главный герой Лестер Бернем желает несовершеннолетнюю девушку) и менее реалистичного (визуализированные фантазии и яркие акценты на красном и синем цвете). Общая черта у фильмов – это «допинг» необходимый героям как способ освобождения от гнета рациональности: в «Красоте» Лестер курил марихуану, а в «Ещё по одной» друзья пьют алкоголь. Только у Винтерберга они используют теорию, создают правила эксперимента, но нарушают их и не ставят конечной цели. Поэтому доза постепенно растет, уроки становятся все веселее, риск быть пойманными увеличивается.

Герои Томаса Винтерберга работают учителями, находятся в непосредственной близости с теми, кем были когда-то сами: тоже бегали с ящиками. Прошло время, поседели волосы, появились обязанности, связанные с работой и семьей, которые не позволяют постоянно быть навеселе. Винтерберг показывает изменения в их жизнях с помощью световых акценты и операторскую работу, то есть через зрение зрителей и героев. Когда герои трезвые, их лица показываются крупно, статично и в фокусе, как будто запертыми рамками экрана, а когда они пьяны, камера начинает двигаться вместе с ними, появляется легкая дымка, теряется четкость. Но потом приходит похмелье, лица снова в рамке, их поглощают тени.

Школа – это рационально построенная система, которой противятся молодые и которой приходится подчиняться. Выпив, учителя забывают о навязанной субординации, шутят корректно и не очень, меняются с учениками местами, превращают процесс учебы в игру. Но эксперимент, который должен был освободить героев, после создания правил превратился в систему. Учитель биологии записывает стадии эксперимента, которые выделяются на экране отдельными титрами. К ним добавляются открывающая фильм цитата философа Серена Кьеркегора и сообщения от жены Мартина, которые воедино соединяют три части фильма: экзистенциальную, романтическую и мелодраматическую. Эксперимент с алкоголем становится необходимым испытанием, которое «обнуляет» героев, чтобы они, очистившись, решили свои проблемы и поняли, что молодость – это состояние души.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: