1 октября в прокат выходит комедия «Хандра» дебютанта Александра Камынина, где трое 20-летних парней пытаются решить типичные проблемы: оплата квартиры, нежелательная беременность девушки и отсутствие работы. Дмитрий Елагин рассказывает, почему комедийные сценки хороши в формате телепередаче «КВН», но в кино на них тяжело смотреть больше 20 минут.

КРАТКО:

Если шутка: «Бабушка, а какой это район? – Бабушкинский!» – вызывает у вас смех, а угадывание киноотсылок приносит удовольствие, то «Хандра» может понравиться. В других случаях — вряд ли.

ПОДРОБНО:

3 друга живут в одной квартире где-то в центре Москвы. Все творческие: диджей Виталик (Данила Якушев), барабанщик Деня (Михаил Тройник) и режиссёр Леша (Кирилл Ковбас), у всех свои проблемы, которые каждый старается решить. Строение сюжета классическое: у героев есть четкая цель, на пути к ней возникают препятствия, которые приводят к комедийным ситуациям. Сложность в том, что в истории четыре сюжетные линии (еще есть бывший рэпер Рома, который ищет закладку), которые перебивают друг друга, и везде режиссёр пытается шутить. Из-за обилия словесных шуток и отсутствия других настроений «Хандра» очень сильно утомляет.

Все полнометражные фильмы с «Томом и Джерри» провалились, потому что однообразные гэги могут не надоедать в разных декорациях в разных историях, но в одной линии повторения становятся очевидными. Великий Чарли Чаплин показал, как в немом кино с помощью юмора можно удержать зрителя за экраном долгое время – сделать его частью фильма, чередовать смешное и печальное, активно работать с монтажом, планами и движением в кадре. В «Хандре» визуальной экспрессии почти нет, актёры монотонно говорят свои шутки под меланхоличную гитару, замедляющую темп повествования. Словесный юмор хорошо читается в формате сценария, но в кино, визуальном искусстве, теряет весь заряд.

Главная проблема юмора «Хандры» в его подаче. Многие народные шутки вроде «на чемпионате мира она перепутала итальянскую делегацию с гостями из Армении» (издание «Ваш досуг» против стереотипов) могут вызвать у кого-то смех, но что если весь зал смутился и молчит? В «КВН», когда шутка не удаётся, артисты сразу рассказывают другую, пытаясь заполнить неуютные паузы. Но фильм не может подстраиваться под реакцию зрителя, поэтому после каждой неудавшейся шутки нависает мертвая, как крик утопленника, тишина.

В попытке диалога с молодой аудиторией, авторы добавили в картину визуализацию телефонных сообщений и звонков и вставили комиксовые имена героев, в представляющих их сценах. Похожие приёмы были в идеальном фильме для подростков «Скотт Пилигрим против всех» (2010), но там это было частью эстетики комикса-первоисточника и выходящего из этого киноязыка. В «Хандре» эти же приемы лишь яркие неоновые вспышки на фоне серой Москвы.

Хотя режиссёр Алексей Камынин в дебюте выдерживает одну интонацию, он помещает в произведение много отсылок и пародий к другим картинам. Переигрывает «Солярис» Андрея Тарковского, «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ, «Любовь» Михаэля Ханеке и другие фильмы, но не совмещает приемы других художников и не создает паутину из разных стилей, а дробит и отделяет. Эта куча отсылок не будет понятна большинству зрителей, а кинокритиков злит своей бессмысленностью и делает картину посредственной. Поэтому «Хандра», которая концептуально в сценарии выглядит интересно, во время просмотра вызывает вопрос: «Неужели поколение миллениалов такое скучное?»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: