Главный фестиваль российского кино «Кинотавр» в этом году сохранил бренд и концепцию, но вместо привычного июня прошел в середине сентября в статусе делового кинофорума, лишившись развлекательных и светских программ. Вероятно, поэтому именно этот «Кинотавр» показался сдержанным и уютным, а решение жюри под председательством Бориса Хлебникова совпало с фаворитами критиков по основным номинациям, и не без комплиментов в сторону зрительского кино. Об отечественных фильмах-триумфаторах фестиваля, специально для «Вашего досуга», рассказывает Виктор Прокофьев.

Главным призом «Кинотавра» награждена якутская картина «Пугало», показанная в третий день конкурса и сразу же вырвавшаяся в лидеры. Эта очень просто снятая история об одинокой знахарке, которая своеобразно лечит людей преимущественно ртом, пьет много водки и воюет с духами. «Пугало» может оттолкнуть некоторыми физиологическими эпизодами, но тут же заинтриговывает лирико-трагичным сюжетом, редкой для современного кино искренностью и выдающимся актерским исполнением: актриса Валентина Романова-Чыскыырай была отмечена призом за лучшую женскую роль. Режиссер Дмитрий Давыдов («Нет бога кроме меня», «Костер на ветру») работает с героиней тщательно и многосторонне: от изгоя, юродивой алкоголички и посмешища он выводит ее к лирике через востребованное всей деревней знахарство, наивность, даже любопытство к музыке, и раскрывает к финалу личную тайну – вследствие которой эта женщина смиренно принимает роль Пугала.

«Китобой» – наивный чукотский мальчик Лёшка (Владимир Онохов, приз за лучшую мужскую роль), отважно охотится на китов и тюленей. Узнав о существовании интернета и обитающей в нем веб-модели: светлолицей раздевающейся блондинки (Кристина Асмус), он принимается учить английский и строить планы о скором свидании с ней «где-то в Америке». Ведь от Чукотки до Аляски, судя по карте на стене — всего ничего. Стремление к девушке в мониторе – такой синеглазой и такой загадочной оказывается для пацана важнее обыденных чукотских реалий. С другом, который дразнится своими онлайн-свиданиями с ней, он дерется; на деда, грозящего помереть со дня на день, забивает; а от полностью оголившейся перед ним девицы, сбегает в ужасе. Лёшка верен мечте и решителен к осуществлению, но ее призрачность в силу юношества и пацанской борзости даже не думает признать. Отмеченный за режиссуру «Китобоя» дебютант Филипп Юрьев соединяет две реальности в контрапункте: чукотский колорит и яркость виртуального мира. Всё, что видится привлекательным и неизведанным, на той стороне оказывается обыденным и скучным.

Китобой Выбор редакции
драма

Китобой

4,0 Юный чукотский охотник Лешка влюбляется в вебкам-модель из Америки и решает встретиться с ней.
Бельгия, Польша, Россия, 2020
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
  • 6.9 IMDB
4,0

Решение жюри не только совпало с фаворитами критиков в распределении основных наград, но также включило потенциально зрительские картины. Например, лучшим дебютом награждена «Маша» Насти Пальчиковой, дебютировавшей в режиссуре, но уже известной своими сценарными и музыкальными работами. Хоть картина и начинается с титра о случайности совпадений с реальными историями и людьми, параллели с автором «Маши» всё же возникают, да и 14-летняя исполнительница главной роли Полина Гухман в большинстве сцен внешне часто смахивает на Пальчикову. Сюжет строится вокруг девочки-подростка, отчаянно желающей петь и посвятить себя искусству, но будучи племянницей криминального авторитета вынуждена жить по установленным им правилам. Где неудобные люди устраняются самым популярным в этих реалиях способом, а поющие женщины обречены быть подстилками, ну или пятыми жёнами этого самого авторитета. Девочка, инстинктивно и невольно перенимающая манеры этого круга, запутывается и не понимает, к какому миру будет – и хочет (?), принадлежать: творческому или криминальному. И финал, блестяще сыгранный Анной Чиповской почти одной сценой, не приводит к однозначному ответу.

Еще одна рекомендация жюри «Кинотавра» – выходящая на экраны уже через месяц картина «Глубже!» Михаила Сегала («Рассказы», «Слоны могут играть в футбол»), которая закрывала конкурс и была отмечена дипломом «За юмор, гражданскую смелость и любовь к зрителям». Комедия о меланхоличном и уволенном театральном режиссере (Александр Паль), который от безработицы соглашается срежиссировать порно и вскоре просыпается знаменитым. Убедительность ролика впечатляет весь мир, и ему предлагают режиссировать рейтинговую программу на телевидении и, вероятно, в перспективе историю страны. Но в навострившемся режиссере что-то ломается во время премьеры в Главном театре, откуда он был изгнан незадолго до своего взлета, и усложненный этим авторский финал не выводит картину к более сложному жанру, а, скорее, разочаровывает. «Глубже!» в отличие от лауреатов из Якутии, Чукотки и неназванного российского городка «Маши» наиболее близок современности, киношной проблеме невостребованности и даже светской хронике. Герой Александра Паля («Ёлки», «Верность»), например, прибывая в кризисе носит потертые пиджаки, характеризующие его как интеллектуала и творческую единицу, но как только к нему подступает популярность, облачается в бренды и носит их так же естественно как засаленный пиджак.

мелодрама

Глубже!

4,0 Молодой режиссёр, мастер психологической глубины и знаток системы Станиславского, попадает в порно-индустрию и меняет мир к лучшему.
Россия, 2020
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0

Заслуживающая отдельного текста «Конференция» Ивана И. Твердовского («Класс коррекции», «Зоология»), награжденная за лучший сценарий, переосмысливает в новом времени трагедию теракта на Дубровке на материале реконструированных реальных воспоминаний и уместно вымышленной привнесенной сюда семейной драмы. Отмеченный призом за музыку «Человек из Подольска» Семена Серзина по современной пьесе Дмитрия Данилова экранизирован на удивление старомодно: в чём-то повторяет «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, получившей Гран-при «Кинотавра» в 2006 году, а также заимствует приемы новой киноклассики – от Михаэля Ханеке до Николаса Виндинга Рёфна. Спектакль «Человек из Подольска», идущий сейчас в репертуарах российских театров, сам по себе сложней и энергичней – в Москве, например, регулярно играется на сцене Театра.Док в постановке Михаила Угарова и Игоря Стама.

Новый фильм «Трое» Анны Меликян («Русалка», «Звезда») отмечен призом — за операторское мастерство Николая Желудовича, сумевшего выдержать двухчасовую мелодраму в исполнении трёх актеров – Константина Хабенского, Виктории Исаковой и Юлии Пересильд, без посторонних персонажей и преимущественно на средних и крупных планах. Стоит отметить, что работа с кадром здесь действительно впечатляет. Некоторые сцены сняты нарочито живописно – в стиле туристических открыток (ночные экскурсии героини Пересильд по Петербургу), присутствуют заимствования телевизионного и онлайн-форматов, кое-где камера напоминает видеографию современных театральных постановок, а в других местах репортажно следует за героем, не фокусируясь на второстепенных персонажах. Единственный минус – фильм целиком снят в квадрате будто в классическом или стилизованном кино, придуманная авторами форма любопытнее бы смотрелась на весь экран.

Четыре из 7 лауреатов 31-го «Кинотавра» до конца года выйдут в широкий прокат: самый ближайший релиз «Китобой» выпускается уже 8 октября; комедия «Глубже!» — 22 октября; «Трое» Анны Меликян откроет зимний кинотеатральный сезон 3 декабря; релиз «Человека из Подольска» также заявлен в этом году. Премьеры «Маши», «Конференции» и даже бриллианта фестиваля «Пугала» пока не объявлены. Хочется надеяться, что эти заслуживающие массового внимания картины в скором времени также будут представлены в кинотеатрах, развивая свой статус от фестивального фаворита до широкого экрана и зрительского признания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: