Эмир Кустурица — автор искренних комедий и величественных трагедий. Он — режиссер, который видит человечность в исторических процессах. Фильмы Кустурицы дважды выигрывали Каннский фестиваль, а сам он победил на нем как лучший режиссер. Его шумные, карнавальные и странноватые фильмы очаровывают многих. На него очевидно повлиял Федерико Феллини, но Кустурица всегда был человеком со своим собственным взглядом, который невозможно передать иначе кроме как в кино. Кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов рассказывает обо всех 12 полнометражных фильмах Кустурицы в порядке значимости.

12 МЕСТО: «El Pepe, Una Vida Suprema», 2018

Документальный фильм-интервью о бывшем президенте Уругвая Хосе Мухика, который правил страной с 2010 по 2015 год. Фильм напоминает документальные работы Оливера Стоуна — не столько важно дать интересный и фактурный портрет героя, сколько показать живого человека, с его ценностями и взглядами. Мухика, которому сейчас уже 83, выглядит мудрым и смелым человеком. Видно как суровые испытания и годы в тюрьме закалили его — он произносит «Боль и разнообразие жизни научили меня большему, чем победы и легкие дела». 

Тем не менее, у фильма есть очевидный недостаток — он практически не раскрывает прошлое Мухика в движении национального освобождения Тупамарос и детали их партизанской войны. Сложно представить настоящего демократического лидера, который занимался в прошлом робингудством и входил в банки с оружием. Кустурица, хотя и внимательный слушатель, относительно скучный интервьюер, который не стремится к трудным вопросам. Всю сложность пути Мухика осознаешь вопреки фильму, а не благодаря ему. Такое отсутствие остроты превращает документальный фильм в хвалебную оду, говорящую о Кустурице и его симпатиях, но не о его герое. 

11 МЕСТО: «Марадона» (Maradona), 2008

Если вы ждете захватывающий документальный рассказ о легендарном футболисте, то это не про этот фильм. «Марадона» — общественно-политический портрет Аргентины, показанный глазами Диего Марадоны. Величайший футболист разговаривает с Кустурицей, рассказывая о своем восхищении Фиделем Кастро и о борьбе с наркотической зависимостью. 

Несмотря на невысокое положение в этом рейтинге, фильм хорошо сделан. С фирменным саундтреком Кустурицы и динамичным монтажом. Фильм — очень субъективен, режиссер открыто показывает свое восхищение Марадоной. Как следствие, трактовка реальных фактов вызывает вопросы. Важно помнить, что Кустурица — прежде всего режиссер художественных фильмов, а не документальных. Поэтому «Марадона» смотрится блекло: для документального фильма не хватает остроты, а для художественного — фирменной эксцентрики режиссера. 

10 МЕСТО: «По млечному пути» («На млијечном путу»), 2016

Этот фильм не плох, но зрителей, знакомых с работами режиссера, он утомит. Кустурица повторяет свои приемы: герои в сюрреалистичных ситуациях, карнавальность обстановки, тема боснийской войны. Все это было сделано лучше и раньше в предыдущих фильмах режиссера. Как следствие, «По млечному пути» стоит так низко в списке. 

Если вы никогда не видели фильмов Кустурицы, то «По млечному пути» вас не разочарует. Сюжет рассказывает о Косте (сыгранном самим Кустурицей), разрозненные куски жизни которого состоят из войны, мира, и любви. В фильме потрясающе сняты сербские пейзажи. В одной из сцен, Коста бежит через поле под пулевым огнем, чтобы принести молоко, и пересекает его невредимым. В нелепых и смешных сценах особенно видна характерная для режиссера пасторальная поэтика.

Несмотря на отсутствие новых ходов и самоповторы, стиль Кустурицы прекрасен и красив сам по себе. После просмотра лучших работ режиссера, к этому фильму всегда можно вернуться.

9 МЕСТО: «Завет» (Zavet), 2007

Лихая комедия, фильм понравится тем, кто любит экстравагантность сербского режиссера. Сюжет рассказывает о молодом человеке, который едет из деревни в город, чтобы продать корову и вернуть жену. «Завет» — это типичная для Кустурицы взрывная энергия, балканская музыка и трагикомичные ситуации.

«Завет» — фильм о любви, о сумасшествии и разочаровании, удовольствии и одиночестве, которое приходит вместе с ней. Главный недостаток фильма, как и у «По млечному пути» — самоповторы приемов, которые Кустурица выработал за свою карьеру. Повторяющиеся режиссерские ходы не делают фильм хуже. Однако, знакомым со стилем Кустурицы зрителям фильм не подарит ничего нового. «Завет» — это смешная комедия и отличный фильм в целом, но его главный минус — недостаток оригинальности и самопародия. 

8 МЕСТО: «Истории на супер 8» (Super 8 Stories), 2001

«Истории на супер 8» — фильм о музыкальной группе самого Кустрицы — The No Smoking Orchestra. Снятый во время европейского тура, фильм на первый взгляд ощущается не таким жизнерадостным, как другие работы режиссера. Если смотреть чуть глубже, то на фоне истории музыкальной группы разворачивается история о культурных границах и барьерах. О том, как люди пытаются их преодолеть в попытке понять друг друга.

В сравнении с другими фильмами Кустурицы «Истории на супер 8» ощущается недоработанным. Грубый монтаж и примитивный видеоряд могут разочаровать фанатов сюрреалистичных сербских историй. Отсутствие привычной экстравагантности, которая так или иначе присутствует в других работах Кустурицы, делает этот фильм необычным в фильмографии режиссера.

Тем не менее, «Истории на супер 8» глубже, чем кажется на первый взгляд. Под внешне непривлекательной картинкой, скрываются личные истории музыкантов и их отношение к обществу и политике. 

7 МЕСТО: «Помнишь ли ты Долли Белл» (Sjećaš li se Doli Bel?), 1981

Первый полнометражный фильм Кустурицы — это прорыв, близкий к шедевру. Начинающий режиссер только осознал всю мощь кино и силу собственного таланта. Сюжет рассказывает о жизни молодого человека в Сараево 1960-х годов. Фильм — взгляд на то, как коммунистическая идеология влияет на простых людей.

Диалоги фильма удивительно человечны, смешные и трогательные. Актеры убедительно показывают жизнь эпохи. Помимо коммунизма, фильм говорит об утраченном времени — о меланхолии воспоминаний. 

Кустурица снял фильм будучи 27-летним режиссером, и это один из ярчайших режиссерских дебютов в истории. Относительно невысокое положение фильма — банальное следствие того, что впоследствии режиссер снимал еще лучше. Несмотря на то, что «Помнишь ли ты Долли Белл» — не главный шедевр режиссера, это безусловно талантливое и интересное кино из 80-х годов. 

6 МЕСТО: «Жизнь как чудо» (Zivot je cudo), 2004

«Жизнь как чудо» — это история Югославии и боснийской войны. Шумное кино, в котором люди и животные танцуют до безумия

Будучи на поверхности историей о Югославии и войне, в своей сути фильм рассказывает о чуде жизни как таковой. Исторические хроники — ничто иное, как способ передачи жизненного горя и радости. В центре сюжета инженер-железнодорожник Лука, который мечется между любовью и семьей. Он пытается сделать правильный выбор и ищет справедливости в жизни, разрываясь между возлюбленной медсестрой-мусульманкой и сыном, одержимым футболом. «Жизнь как чудо» — это хаотичная притча. 

Чрезмерная беспорядочность может выглядеть недостатком фильма, но это необходимый прием, чтобы передать последствия войны, свирепой и безразличной к людям. «Жизнь как чудо» — это непрерывное счастье, сквозь которое проступают силуэты безумия.

5 МЕСТО: «Аризонская мечта» (Arizona Dream), 1993

«Аризонская мечта» — это голливудский фильм, который украсила плеяда известных актеров: только в главных ролях — Джонни Депп, Фей Данауэй и Джерри Льюис. Сюжет запутанный: Аксель Блэкмар (Джонни Депп) любит разговаривать с рыбами, ему с трудом дается обычная жизнь и он ищет смысл своего существования. Он влюбляется в Элен Сталкер (Фэй Данауэй), которая мечтает летать. Чтобы воплотить ее мечту, Аксель строит для нее аэропланы. Персонажи сходят с ума, возвращаются в норму, а затем снова лишаются рассудка. Некоторые герои добудут смысл собственной жизни, некоторые умрут так и не найдя его. 

«Аризонская мечта» — не настолько выдающийся фильм, как следующие четыре в списке, но он подобрался максимально близко. Фильм устроен так, что зритель не сможет угадать, что будет в следующей сцене. Философское бормотание сочетается с любовными переглядываниями и дарит по-настоящему уникальный опыт.

Среди прочих фильмов Кустурицы «Аризонская мечта» больше всего похожа на запечатленный сон. Например, в фильме есть сцена, в которой гигантская рыба проплывает над городом — своеобразная отсылка к повести «Чевенгур» Платонова, чьи книги любимы режиссером. Если вы ищите по-настоящему странный, причудливый фильм, «Аризонская мечта» — более чем достойный выбор.

4 МЕСТО: «Папа в командировке» (Otac na službenom putu), 1985

Вышедший в 1985 году «Папа в командировке» принес режиссеру международную славу. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля — достойная награда. Поклонники, полюбившие режиссера за сумасшедшую музыку, веселые кадры с животными и фантасмогоричные сюжеты, будут удивлены этим фильмом. «Папа в командировке» лишен привычной экстравагантности. Вместо этого — это один из самых непохожих фильмов в фильмографии режиссера, раскрывающий детали будней при коммунистическом режиме.

Повествование ведется от лица ребенка и включает сцены государственной слежки и горького опыта первой любви. Фильм — это срез жизни Югославии в середине ХХ века, пропитанный сочувствием к людям. Это история взросления, происходящего на фоне исторических событий. Фильм рассказывает о семье, о прощении и силе надежды, не оставляющей людей даже в периоды репрессий. Финальная сцена лунатизма, когда ребенок поднимается по воздуху все выше и выше, оставляет с надеждой на будущее счастье. 

3 МЕСТО: «Черная кошка, белый кот» (Crna mačka, beli mačor), 1998

Самый душевный фильм Кустурицы, «Черная кошка, белый кот» — праздник человечности. Это самый громкое кино режиссера: люди постоянно кричат, то от радости, то от страха, потолки обрушиваются, а оркестр заваливается в больничную палату

Пышность фильма может оттолкнуть сторонников строгого вкуса, которые сочтут его цирковым представлением. Сюжет строится вокруг отца, пытающегося вернуть долги, заставив сына женится на сестре бандита. Молодые люди влюбляются, а старик жертвует собой ради счастья внука. Каждый герой по-своему справляется с жизненными сложностями, чтобы в конце разрешить тяготы и присоединится к торжеству радости. Даже главный антигерой фильма очарователен и влюбляет в себя. «Черная кошка, белый кот» — самый жизнерадостный фильм Кустурицы, полный любви к семье и друзьям. 

2 МЕСТО: «Андеграунд» (Подземље), 1995

«Андеграунд» — дерзкое кино о Югославии. Несмотря на уникальность каждого героя, этот фильм не о людях — он о том, как рождается и умирает страна. Рабочий бросает фразу: «Югославия? Нет больше никакой Югославии», — это одна из самых сильных политических реплик в кино. Фильм не только о человеческих трагедиях, он о смерти нации. Если война — это очевидная трагедия, то распад страны — феномен более сложный, и Кустурица раскрывает его через карнавальность, сочетая фантастическое с реальным, а комичное с трагичным. Как и в фильмах Феллини, уличные оркестры и безумные танцы, вместе с потрясающими актерами, создали славу фильма. Тем не менее, громкость и безумие в этом фильме не утомительны, интонационно музыка всегда меняется в зависимости от исторических обстоятельств.

«Андеграунд» — безапелляционно политический фильм. Кому-то он покажется националистическим, неприкрыто пропагандистским. Другие скажут, что это осмысление истории на передовой фронта — во время премьеры фильма в стране шла югославская война. Тем не менее, сложно спорить с захватывающим и мастерски сделанным кино, которое является мощным заявлением о войне, человечности и нации. 

Многие люди поставят фильм на первое место. В этом списке он стоит на втором из-за намеренной фрагментарности сюжета и как следствие ее незаконченности. Поклонники фильма могут посмотреть расширенную телеверсию, в которой герои раскрываются с большей глубиной, а сюжетные детали проработаны гораздо подробней. 

1 МЕСТО: «Время цыган» (Dom za vesanje), 1988

«Время цыган» — это история взросления, фольклорный сюжет, эпическая поэтика, фарс, любовная история, вопросы добра и зла, и трагедия отмщения — все сочетается в одном фильме, волшебном и прекрасном. Сюжет рассказывает о молодом цыгане, которые проходит сложный путь: грех, искупление греха и отмщение. Он влюбляется, пытается себя убить, погружается в криминальный мер, творит чудеса, ошибается и исправляется. Сюжет настолько богатый и широкий, что ускользает от любых попыток пересказа. 

«Время цыган» — это опыт, который нужно пережить. Зритель окунается в мир цыган, проживает их чувства и мысли, и пытается отыскать собственное место в этой вселенной. После просмотра фильма вы уже не сможете считать цыган за чужаков — они станут для вас людьми, живущими иначе. Если у Кустурицы и есть фильм, который способен преобразить человека и сделать его лучше, то это определенно «Время цыган»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: