Гильермо Дель Торо, как правило, вызывает у зрителей две эмоции. Одни считают его гениальным режиссером, который языком образов показывает границу между чудовищем и человеком. Вторые — ценят его талантливую сценографию, но за визуальной насыщенностью видят недостаток содержательности историй. Кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов понимает обе точки зрения и рассказывает обо всех 10 фильмах знаменитого режиссера-визуала в порядке значимости.

10 МЕСТО: «Мутанты» (Mimic), 1997

Включать «Мутантов» в этот рейтинг — нечестное дело. Дель Торо говорил об этой работе, что фильм получился не таким, как он хотел. Ему приходилось идти на компромиссы с директорами студии, которые не поняли его задумке. В итоге получился низкобюджетный фильм ужасов, в котором от Дель Торо только любовь к монстрам и диковинным существам. 

Фильм получился плохим от того, что в нем некому сопереживать и не с кем себя соотносить. У «Мутантов» есть интересное наблюдение за человеком, оказавшемся на вершине пищевой цепочки, да и в целом фильм так или иначе раскрывает важную для Дель Торо идею о взаимоотношениях людей и чудовищ. Тем не менее, из-за ограничений студии, режиссер был вынужден пойти на компромиссы, и они испортили фильм. 

Если бы Дель Торо захотел переснять «Мутантов» согласно собственному видению — это наверняка получится отличное кино.

9 МЕСТО: «Блэйд 2» (Blade 2), 2002

Вторая часть Блейда почти наверняка понравится тем, кто не проникся первой. Дель Торо попытался перезапустить серию, направив фильм в нужное ему русло. Он сделал Блейда куда более интересным персонажем противопоставляя ему куда более широкий набор героев по сравнению с первой частью. Как и предыдущий фильм серии, «Блэйд 2» все еще яркий боевик, действие которого происходит во вселенной с вампирами. Дель Торо выходит на следующий уровень, и к вампирам добавляет более серьезную угрозу — мутировавших вампиров-монстров, называемых жнецы. Важный для Дель Торо мотив сострадания и сочувствия чуждым обществу, странным и страшным монстрам, распространяется и на жнецов. 

Тем не менее «Блейд 2» по-прежнему остается забавным фильмом про вампиров, с хорошими драками и персонажами. Фильм тесно зажат в своих жанровых рамках, и в итоге основное занятие в фильме — это монотонная зачистка гнезд жнецов. Дель Торо попробовал себя в новом жанре и попытался навязать начинающейся франшизе про вампиров собственное видение. Тем не менее, про этот фильм сложно сказать, что его сделал Дель Торо и, если убрать жнецов, сделать это будет совсем трудно. 

6 МЕСТО: «Тихоокеанский рубеж» (Pacific Rim), 2013

«Тихоокеанский рубеж» — фильм, который в реальности мог получится намного лучше, чем финальный результат. С одной стороны, очень здорово, что киностудии завалили Дель Торо деньгами. Он мог всецело заняться созданием гигантских кайдзю и титанических егерей, и постановкой эпических сражений между ними. Визуально фильм абсолютно роскошный. Вкус Дель Торо и его любовь к проработке визуальных деталей создали уникальных и красивых машин и чудовищ. Там, где типичный режиссер фильмов про монстров обошелся бы банальностью, Дель Торо проделал огромную работу.

Главный недостаток фильма кроется в его героях. Даже если закрыть глаза на главного героя, который как персонаж ничем не примечателен, остальные герои находятся в плену у архетипов. Актеры вынуждены продираться через архетипические образы и функции, чтобы на них можно было обратить внимание и запомнить, и чтобы выглядеть людьми, у которых есть личность. Лучше всего это получилось у Ньюта — ученого, который исследует кайдзю. Как это ни странно, за его историей намного интересней следить, чем за главной линией вокруг Райли и Мако. 

«Тихоокеанский рубеж» — фильм, в котором внешний вид намного лучше повествования. Оно иногда работает в небольших, побочных историях, но главная линия остается тесной и скучной.

7 МЕСТО: «Хеллбой: Герой из пекла» (Hellboy), 2004

В 2020 году, когда кинотеатры заполнены супергеройскими фильмами от Марвел и DC, легко воспринимать Хеллбоя как нечто обыденное. В 2004 году, когда вышел фильм, сделать хороший супергеройский фильм было вызовом. Дель Торо отлично справился с ним, вдохнув жизнь в комикс. Для главной роли Дель Торо выбрал актера Рона Перлмана, своего частого соавтора. Этот выбор — абсолютный успех Дель Торо, которому даже не нужно выдумывать истории о происхождении героя или наделять его сверхспособностями, чтобы он выглядел более убедительным. Рон Перлман настолько органично подходит на роль, что фильм работает без типичной супергеройской стряпни. 

Недостаток проявляется в том, что Хеллбой не единственный главный герой фильма. Желание дать публике героя, с которым ей было бы проще себя соотносить, приносит в фильм робкого Джона Майерса, глазами которого мы смотрим на события фильма. Поэтому фильм ощущается как противостояние бурных и странных действий Хеллбоя и более здравомыслящих и осторожных поступков Джона, которые выглядят как подачка для самых чувствительных зрителей. Во втором «Хеллбое» Дель Торо не будет делать подобных компромиссов, и фильм от этого только выиграет.

6 МЕСТО: «Хронос» (Cronos), 1993

В первом фильме, как часто бывает в режиссерских дебютах, уже видны контуры идей, которые режиссер будет развивать в дальнейшем. Сюжет фильма рассказывает о добром пожилом человеке, который создал философский камень, дарующий вечную жизнь в обмен на свежую кровь. Уже из этого описания видна любовь Дель Торо к загадочным и таинственным феноменам, за которые приходится расплачиваться их обладателям. Помимо этого в «Хроносе» видна болезненность поиска своего голоса и видения у начинающего режиссера. Она проявляется в попытках найти нужный баланс между комическим и трагическим. 

В фильме есть эмоционально сильные и трагичные сцены. Особенно ярко ощущается трагедия главного героя, который, не понимая назначения магического артефакта, стал зависимым от его власти. В то же время, фильм многое взял от хоррор-комедий в духе Сэма Рейми. Этого сочетания уже достаточно, чтобы дебют получился интересным: рассказывая глубоко трагичную историю, Дель Торо никогда не забывает о юморе. В то же время, комедийные моменты фильма иногда работают, как в случае со злодеем в исполнении Рона Перлмана, а иногда выглядят странными и неловкими. 

«Хронос» точно не входит в лучшие фильмы Дель Торо, но остается примером интересного режиссерского дебюта. 

5 МЕСТО: «Багровый пик» (Crimson Peak), 2015

«Багровый пик» — фильм, в котором Дель Торо дает голос своей внутренней двенадцатилетней девочке, которая одержима готическими романами про любовь и вампиров. Несмотря на то, что фильм кажется хоррором, его главный локомотив — это история любви между Эдит и Томасом, с добавлением сестры Томаса, Люсиль, в роли коварной третьей стороны. Разумеется, в «Багровом пике» есть и приведения, и таинственный дом, но именно ужасы любви вдыхают жизнь в фильм. 

Искать ужасы в чем-то хорошем кажется странной затеей, но Дель Торо блестяще справляется с этим. Во многом из-за оптики странных, мягко говоря, отношений между Томасом и Эдит. Романтические элементы местами сложно разглядеть, зато готические ужасы всегда на виду, и они дают «Багровому пику» такой уникальный и ужасающий характер. Недостатком фильма можно считать историю Эдит, которой уделяется не так много экранного времени по сравнению с колоритными и яркими героями Томаса и его жестокой сестры Люсиль.

4 МЕСТО: «Форма воды» (The Shape of Water), 2017

«Форма воды» — это фильм с отличным жанровым балансом под сильным влиянием романтизма. Действие фильма разворачивается во время Холодной войны, и это только усиливает идею фильма, который стремится раскрыть потенциал любви во всей его мощи. Вместо того, чтобы хитрить и обыгрывать ожидаемый цинизм, который противостоит любви глухой девушки (Салли Хокинс) и человека-амфибии (Дуг Джонс), Дель Торо берет курс на радикальную искренность и побеждает. 

Помимо интонации, «Форма воды» — это прекрасный актерский состав главных героев, красивая сценография, и хорошо подобранная музыка. Фильм полностью вкладывается в героев и раскрывает их любовь. Такая целостность героев может ощущаться как недостаток, особенно если вы не любите романтизм, с его зацикленностью на чувствах и возлюбленных. Вместо реальных ситуаций и реакций, герои ведут себя идеально, оставаясь чистыми и незапятнанными на протяжении всего фильма. 

«Форма воды» — это фильм, в котором узнается режиссура и сценография Дель Торо, и одновременно это самый чувственный фильм режиссера. 

3 МЕСТО: «Хеллбой 2: Золотая армия» (Hellboy II: The Golden Army), 2008

Хеллбой 2 — это прекрасное продолжение первой части, которое показывает каким должен был быть первый фильм: большой красный герой в центре, и яркие второстепенные персонажи вокруг. Вторая часть — это юмор первой части плюс вечная страсть Дель Торо к странным, чудаковатым существам. Фильм немного потерялся при выходе в 2008 году — в этот же год вышел «Темный рыцарь» Нолана и «Железный человек» от Марвел. Несмотря на прошедшие годы, фильм доставляет не меньшее наслаждение от просмотра даже с учетом того, что долгожданной третьей части наверняка не будет. 

Главное достоинство фильма в том, что вместе типичной супергеройской мешанины, он всерьез задается вопросом о месте нетипичного, сверхъестественного и странного в нашем мире. Этот вопрос и конфликт кажется очевидным в случае с Дель Торо, который одержим чудаковатыми, страшными монстрами, плохо подходящим современному миру. Если первая часть рассказывает о конфликте Хеллбоя с людьми, решившими использовать суперспособности во вред человечеству, то конфликт второй части куда глубже. Сложно ненавидеть главного антагониста, принца Нуаду. Причина не только в том, что ставки слишком высоки, и поражение главных героев будет катастрофой. А в том, что будет дальше, после победы главных героев. 

«Хеллбой 2» — это визуально богатый, как и всегда у Дель Торо, и при этом умный фильм, в котором отлично раскрывается каждый герой. 

2 МЕСТО: «Хребет дьявола» (El espinazo del diablo), 2001

«Хребет дьявола» —фильм, в котором прекрасное сочетается с ужасным. Фильм, который не боится рисковать и выглядеть непривлекательным в своем поиске красоты. Сюжет рассказывает о мальчике Карлосе, который попадает в приют во время Гражданской войны в Испании. В приюте он встречает жуткого призрака другого ребенка. Эта встреча предваряет раскрытие тайны, которая окружает странных работников приюта. 

Фильм сочувствует не только тем героям, которых режиссер задумал как положительных. Сострадание Дель Торо распространяется на всех пострадавших в войне, даже подлый Хасинто по-своему любим режиссером. При этом декорации войны не стаскивают фильм в избыточный мелодраматизм или болезненную меланхолию. Дель Торо чувствует боль и грусть, пронизывающие это время и его героев. 

«Хребет дьявола» — фильм, который понимает, как легко люди попадают в ловушку собственных действий, мировых событий и чувств в попытке обрести или отстоять свою свободу. Душераздирающий фильм, очень красивый и одновременно не менее страшный. 

1 МЕСТО: «Лабиринт Фавна» (El laberinto del fauno), 2006

К настоящему моменту «Лабиринт Фавна» — главный шедевр Дель Торо. Фильм — одна из самых мрачных сказок в кино, рассказывает историю девочки Офелии, потерявшей родной дом во время Гражданской войны в Испании. Офелия верит, что сможет спастись от войны в Испании, если выполнит три задания, которые поручает ей таинственный Фавн — жуткое лесное создание, обещающее ей перевоплощение в принцессу.

«Лабирит Фавна» — фильм, который показывает, что есть только два пути спасения от ужасов мира: воображение и смерть. Идея кажется чересчур тяжелой и депрессивной, но благодаря любви к красоте, Дель Торо не погружает зрителей в отчаяние. Вместо этого он предлагает красивейшую сценографию, интересных героев и вдумчивое повествование. 

«Лабиринт Фавна» — это сложное, смелое и тревожное кино. Фильм прекрасно демонстрирует почему каждая работа Дель Торо — праздник и счастье для зрителей. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: