Ксавье Долан — один из самых молодых режиссёров мира, прозванный «кино-вундеркиндом», обретший собственный стиль и набор любимых тем. Он ярко и остро снимает о невозможной любви, трудностях отношений внутри семьи, поиске себя и своей сексуальности. Фильмы Долана в первую очередь опираются на чувства, их хрупкость и человеческие взаимоотношения. Канадский гений исследует человеческую натуру, её сущность и природу. Именно сентиментальность и чувствительность являются главными инструментами в кинокартинах Ксавье Долана.

Кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов рассказывает характерных чертах всех восьми фильмов Долана, распределив их по значимости, от худшего к лучшему.

8 МЕСТО: «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» (The Death and Life of John F. Donovan, 2018)

На уровне идеи «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» выглядит отлично. Подросток, обнаруживший свою непохожесть на других, вступает в переписку с любимым актером, которому также приходится скрывать свою сексуальность в недружелюбной атмосфере 2000-х годов. Англоязычный дебют Долана мог бы стать успехом. Тем не менее, этот фильм слишком быстро и сильно скатывается в мелодраму, от которой хочется закатить глаза. Звездный актерский состав, возглавляемый Китом Харингтоном и Натали Портман, не спасает плохо прописанное кино.

Невнятный сценарий, чересчур глупые диалоги и слишком мрачный пессимизм, который подходил «Мамочке», здесь выглядят отнюдь неуместными и делают фильм худшим в карьере Долана. Красноречивее всего о фильме говорит тот факт, что Долан сам признавался, что хотел бы его переделать. 

7 МЕСТО: «Матиас и Максим» (Mathias & Maxime, 2019)

Последний на сегодняшний день фильм Ксавье Долана о двух приятелях, чья дружба резко меняет свой характер после случайного поцелуя на съемках фильма в киношколе, — во многих отношениях наиболее зрелый. «Матиас и Максим» дает надежду людям, которые думали, что безопаснее сжигать мосты, чем увидетьа то, что ждет их на другой стороне. Резкую и яркую игру самого Долана в роли Максима, готового путешествовать по всему миру, лишь бы избавиться от гнетущих встреч со своей матерью, дополняет безмолвно страдающий Габриэль Д’Альмейда Фрейтас, который молчаливо справляется с конфликтом, возникшим после случайного поцелуя.

Несмотря на зрелость, фильму не хватает той сырой и яркой энергии, которой привычно ждешь от Долана. Это больше не то эмоционально насыщенное кино, которое исследует психически нестабильных, растерянных и сложных персонажей. На контрасте с ранними фильмами, «Матиас и Максим» выглядит донельзя немой работой. Для фильма, который концентрируется на трансформации двух героев, это особенно плохо. Как только трансмутация заканчивается, и частицы, образующиеся в результате, исчезнут, все, что остается — лишь пригоршня пыли.

6 МЕСТО: «Это всего лишь конец света» (Juste la fin du monde, 2016)

«Это всего лишь конец света» — необычный фильм для Долана, который характеризует переход режиссера от юности к взрослому взгляду. В фильме Долан перестает снимать импульсивных, потерянных и эмоционально нестабильных молодых людей, которые стали фирменными героями его ранних фильмов. Вместо этого, он исследует бурную динамику семейных отношений

Сценарий фильма — адаптация одноименной пьесы драматурга Жана-Люка Лагарса, и Долан успешно передает оригинальную многословность, накаленность страсти и клаустрофобный ужас. Во многом успех связан с блестящими актерами в главных ролях: Натали Бай, Леа Сейду и Гаспар Ульель — сплошь звезды современного французского кино. Особенно выделяются Марион Котийяр в роли измотанной, пассивно-агрессивной Катрин и Венсан Кассель в роли импульсивного Антуана, чье присутствие накаляет атмосферу фильма.

Тем не менее, «Это всего лишь конец света» — сложно назвать удачным в фильмографии Долана. Смысл фильма теряется в процессе перехода из театрального мира оригинальной пьесы в мир кино. Резкий монтаж и отсутствие нарастающего напряжения делают фильм чересчур буквальной экранизацией пьесы. В итоге получился уже не театр, но еще не кино

Визуально «Это всего лишь конец света» выделяется среди других фильмов Долана: много очень крупных планов, тесные театральные интерьеры, и наклоненные кадры — все работает на чувство тревоги, потерянности в пространстве и клаустрофобии. В частности финальная сцена, в котором долгие крупные планы вкупе с оранжевым освещением и отличной игрой Касселя дают мощную кульминацию. 

«Это всего лишь конец света» – фильм, не лишенный недостатков. Однако это смелый шаг для Долана в околотеатральное пространство, в котором Долан накаляет чувства и приводит зрителей в эмоциональное истощение. 

5 МЕСТО: «Том на ферме» (Tom à la ferme, 2013)

Первый жанровый фильм Долана, «Том на ферме» — это психологический триллер, отсылающий к фильмам Хичкока. В нем Долан успешно создает захватывающую и зловещую атмосферу, исследуя тему мужественности. По сюжету, молодой человек Том (сам Долан) после недавнего самоубийства своего парня Гийома едет к его семье в деревню на похороны покойного. Хрупкий Том, чьи золотые сальные волосы и бледное лицо делают его похожим на чучело, бродит по кукурузным полям. Магия «Тома на ферме» держится на затягивающей атмосфере. Пока он бродит по сельской местности, фильм погружает в смесь из тоски, наивности и неожиданных злоключений, напоминая «Сияние» Стэнли Кубрика

«Том на ферме» основан на пьесе драматурга Мишеля Марка Бушара, и, как и в «Это всего лишь конец света», Долан стремится сохранить оригинальный театральный текст. Это скорее мешает фильму: если в театре сжатие времени смотрится органично, то в фильме оно принижает мучение Тома и делает неубедительным его решение остаться на ферме. Поэтому элементы триллера, такие как сцена погони, выглядят искусственной жанровой необходимостью вместо того, чтобы быть органической плотью фильма. 

Тем не менее, исследование сексуальности и желания показано захватывающе. Долан ставит против Тома самовлюбленного, гомофобного и соблазнительного Фрэнсиса. Его импульсивное, оскорбительное и театральное поведение заставляет хрупкого и нежного Тома повиноваться. Два мужчины, проецирующие ядовитые чувства и желания друг на друга, — главное достижение фильма. Динамика чувств – вот что заставляет замереть и наблюдать за происходящим.

«Том на ферме» — атмосферное погружение в пучину мазохизма, чувства вины, психологических проекций и сексуальности. В смысле тем и эмоций, фильм выходит далеко за пределы типичного психологического триллера. 

4 МЕСТО: «И все же Лоранс» (Laurence Anyways, 2012)

«И все же Лоранс» — романтический и вдумчивый, амбициозный по своему размаху, трехчасовой фильм Долана. По сравнению с плотными и насыщенными первыми двумя фильмами, он может показаться чересчур длинным, но Долан берет такую дистанцию, чтобы подробно и связано рассказать, как время может разрушать и развивать отношения между двумя людьми. Сюжет фильма строится вокруг одноименного персонажа, трансгендерного мужчины в период с конца 80-х до конца 90-х годов, разбирая до мельчайших подробностей смену пола, отношения с подругой Фред (Сюзанн Клеман) и матерью Жюльен (Натали Бай). Заглавная роль Мельвиля Пупо особенно хороша — в роли Лоранса он играет сначала мужчину, а затем женщину. Как мужчина он молчалив, подавлен и запутан, а когда меняет пол, становится уверенной, но эмоционально-отстраненной женщиной. 

Визуально «И все же Лоранс» более умеренное и техничное кино. Долан с одной стороны экспериментирует со стилями, что особенно видно в сценах конфронтации главных героев. С другой стороны, визуально успешно расширяет сюрреалистические образы, переводя их в разряд психологических, отсылая к поздним картинам Стэнли Кубрика. Поток воды, обрушивающийся на Фред в гостиной создает такое же впечатление, как поток крови из лифта в «Сиянии». 

«И все же Лоранс» — фильм, в котором Долан успешно показывает ход времени, изменение героев через изменение их идеалов и темпераментов. В течение десятилетия Лоранс и Фред проходят трудный и долгий путь принятия друг друга только для того, чтобы вернуться к истине того, что их разделяло: оба влюбились, не понимая самих себя. 

3 МЕСТО: «Воображаемая любовь» (Les amours imaginaires, 2010)

«Воображаемая любовь» – второй фильм Ксавье Долана. Это медленный темп, яркая цветовая палитра, модные интерьеры, музыка Вагнера и отсылки к классическому кино и искусству. Например, поза героя, повторяющая Давида Микеланджело. Все это работает на то, чтобы усилить напряжение любовного треугольника и вместе с этим делает фильм эталонным арт-хаусом

Фильм вызывает ассоциации с «Любовным настроением» Вонга Кар-Вая и «Жюлем и Джимом» Трюффо. «Воображаемая любовь» также исследует напряженность любви, двусмысленные ухаживания и игру в «кошки-мышки» в любовном треугольнике из Фрэнсиса (Долан), Мари (Мония Шокри) и Николаса (Нильс Шнайдер). В этом треугольнике двое влюблены в третьего, и в процессе этой влюбленности максимально возможно идеализируют его. 

Долан успешно достигает раскрытия влюбленности, не концентрируя внимание на Николасе, в которого влюблены Фрэнсис и Мари. Вместо этого, он окружает объект любви тайной и мистикой, делает его природу двусмысленной и неоднозначной, а свое внимание направляет на Фрэнсиса и Мари. Эпиграф фильма из Альфреда де Мюссе о том, что «единственная истина – это любовь, превзошедшая разум» — идеально объясняет фильм. Да, любовь может быть бесцельной, необоснованной и попросту выдуманной, при этом оставаясь молодой, провокационной и настоящей.  

2 МЕСТО: «Я убил свою маму» (J’ai tué ma mère, 2009)

«В глубине души я люблю ее, но это не любовь сына», – говорит 16-летний Юбер Минель о своей матери на черно-белом видео. В псевдоавтобиографическом (по словам самого Долана) и парадоксальном дебюте Долана есть смелость, отчаяние и подлинность, которые выделяют его среди других фильмов о подростковом бунте.

Долан снимает кино не столько о запутанном подростке как таковом, сколько о барьере между ребенком и родителем, который достигает своего пика в подростковом возрасте перед тем, как отношения перейдут на новый уровень. Этот пик в бесконечных ссорах, пассивной агрессии и злости от невозможности повлиять на решения друг друга – именно в таких отношениях очевидным кажется или расставание, или двойное убийство. 

В отличии от свободного визуального выражения, сценарий Долана тщательный и подробный, со множеством поворотов, которые захватывают и не отпускают до самого конца. Отношения Юбера и его матери Шанталь (Энн Дорваль) — от драматической насыщенности до комичной нелепости — всегда чувственны, и всегда точны в своем выражении. В 20 лет Долан играет раздраженного, разочарованного и растерянного Юбера, а Дорваль отлично передает усталость, раздражение и озабоченность Шанталь, за которые ее так ненавидит сын. 

Разумеется, «Я убил свою маму» – не ровный фильм, особенно в грубых переходах между сценами и буквальным отсылкам к классическому кино. Тем не менее, фильм прославил Долана как вундеркинда от кино. В ранней дебютной работе Долана уже есть найденный стиль и ключевые мотивы: уставшие матери, медленные движения, визуальная пышность, классическая музыка и отсылки к поп-культуре

Хотя некоторые считают «Я убил свою маму» самым символичным и важным фильмом Долана, есть фильм, в котором тематический охват и техническое мастерство в большей степени отражают рост Долана как режиссера.

1 МЕСТО: «Мамочка» (Mommy, 2014)

«Мамочка» — это возвращение Долана к привычной теме отношений между мамой и сыном, свежий и зрелый взгляд вместе с прекрасной актерской игрой и стилистическими трюками. В отличие от дебюта, главная героиня «Мамочки» — сильная женщина, которая изо всех сил старается сдерживать и воспитывать эксцентричного и деспотичного сына. 

В фильме три главных роли. Первая — Диана Деспре (Энн Дорваль), которая жует жвачку, ходит на каблуках, в потрепанных джинсах и с непоколебимой уверенностью, улетучивающейся, едва героиня понимает, что ничем не может помочь сыну. Вторая — заикающаяся соседка Кайла в исполнении Сюзанны Клемент, которая уравновешивает воспаленные отношения матери и сына. Третья роль — Стив (Антуан-Оливье Пилон), сын Дианы, который с легкостью переходит от очаровательной наивности к дьявольски-агрессивному обаянию подростка.

Операторская работа Тюрпена — яркий желтый свет на фоне прохладной синевато-зеленой осенней цветовой палитры, интенсивные движения камеры и квадратное соотношение сторон кадра — точно показывает и концентрирует напряжение Стива в нервных импульсах, передавая тревожную тесноту в доме Деспре.

Хотя трагическая история «Мамочки» Долана кажется не такой насыщенной и плотной, как в том же дебюте «Я убил свою маму», единством тона, импульса и развития героев Долан берет высоту, которой не достигал ранее.

«Я убил свою маму» и «Мамочка» венчают эволюцию Долана как автора. Если дебютный фильм хорош в своей фиксации непосредственность и незрелости периода взросления, то «Мамочка» фокусируется на связи матери-сына, чтобы подчеркнуть мимолетность, которая пронизывает человеческие отношения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: