Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали аудио-версию материала

Google Podcasts | Castbox | Apple Podcasts |


Новый фильм Кристофера Нолана «Довод» выходит в прокат этим летом. Мы решили вспомнить все 10 режиссерских работ Нолана и расставить их в порядке значимости, как для фильмографии самого режиссера, так и для киноиндустрии в целом. 

10 МЕСТО: «Темный рыцарь: Возрождение легенды»

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» – мощное и эпическое завершение революционной трилогии Нолана о Бэтмене. В фильме есть еще один культовый злодей, в исполнении Тома Харди, интересные боевые сцены и приятный финал.

Тем не менее, это определенно самый слабый фильм из трилогии и самый спорный фильм Нолана. Результат производит смешанное впечатление учитывая то, что режиссер поставил все ключевые детали на нужные места. Идеологически революция Бэйна уходит корнями в классовую борьбу – тема, актуальная во все времена, и тем более сейчас. Как и Джокер из «Темного Рыцаря», Бэйн навязывает свою идеологию городу Готэму: частную собственность и ее неприкосновенность можно смыть в унитаз. При этом Бейн тащит Бэтмена и, что более важно, Брюса Уэйна на самое дно. Тем не менее, составные части фильма не работают в унисон, чтобы дать цельнон впечатление.

Фильм выглядит раздутым, с отдельными филигранными моментами и во многом его спасает сильный заряд франшизы. При повторном просмотре, можно увидеть, как некоторые тщательно выверенные конструкции не работают должным образом, например твист с Мирандой и Бейном. Сценарий содержит логические скачки, которые слишком велики для понимания при равномерном просмотре. В конце концов, Бэтмен передает маску и плащ другому человеку и это несмотря на то, что идея первого фильма трилогии была другой: мир делает из вас того, кем вы становитесь – вам не дано на это повлиять.В конце трилогии можно практически услышать вздох облегчения Нолана. Он наконец-то закончил с безумной франшизой комиксов и снова смог вернуться к авторским фильмам-головоломкам.

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» по-прежнему лучше, чем большинство блокбастеров, однако Нолан брал большие высоты.

9 МЕСТО: «Бессонница»

«Бессонница» кажется наименее существенной работой из фильмографии Нолана. Вероятно, дело в том, что он был зажат между прорывным «Помни» и «Бэтмен: Начало», который впервые за восемь лет вернул культового героя в большое кино, а самого Нолана перевел в высший режиссерский разряд. Психологическая драма «Бессонница» немного теряется в восходящем порыве, как сон перед пробуждением.

«Бессонница», движимая игрой Аль Пачино в главной роли, больше говорит проблеме добра и зла, чем создает триллер-головоломку. Это атмосферное путешествие, которое использует одинокие пейзажи Аляски, чтобы проникнуть в вашу психику и начать замыкать нервы. На примере этого фильма видно, каким образом Нолан убедил кинобоссов отдать ему Бэтмена – героя, который одержим моралью и поклялся защищать изнурительный и коррумпированный город Готэм. «Бессонница» единственный фильм в карьере Нолана, в котором режиссер не прикасался к сценарию, и это удаленность Нолана от текста ощущается на результате.

Тем не менее, именно этот фильм доказал, что «Помни» не был случайным шедевром, а Нолан уверенно встал на путь большой славы в Голливуде. 

8 МЕСТО: «Преследование»

Режиссерский дебют Нолана, «Преследование» – напряженный и плотный нуар, в котором заложено все то, что составит славу Кристофера Нолана. Здесь есть и нелинейное повествование, изменение перспективы и прыжки во времени – знаковые ноланизмы режиссера.

В то время как сюжет, стиль и фирменный поворот сюжета выполняют все поставленные задачи, фильм не соответствует жуткому потенциалу параноидальных триллеров, таких как дебют Даррена Аронофски «Пи» или даже «Бессонница» самого Нолана. Как и в других его работах, интонационно фильм полон холодного отстранения. Нолан ловко и органически снимает такой интонацией, но именно «Преследование» смотрится чересчур хирургическим.

Тем не менее, всего за 70 минут Нолан достигает того, чего некоторые не могут сделать за два часа. Намеренно или нет, с этим фильмом Нолан выдвигает мотив, ключевой для остальных его фильмов: режиссер заворожен одержимостью. Возможно, неудивительно, что такой технический и методичный режиссер одержим навязчивыми идеями, но это волнующе и напряженно видеть, как в своем дебюте он по чуть-чуть раскрывает этот мотив. Конечно, фильм местами неровный и пересматривать его неинтересно, но «Преследование» официально ознаменовал режиссера Нолана.

Поклонники Нолана сегодня могут не любить малобюджетного, без должной мощи и размаха «Преследования», но фильм – это хороший пример того, что могут сделать крупные режиссеры, вынужденные обходиться малым.

7 МЕСТО: «Дюнкерк»

Отчасти шедевр, отчасти фокус, «Дюнкерк» – это достижение технического волшебства, в котором искусство кинопроизводства предстает во всей его красоте и новаторстве. Картинкой и звуком Нолан дает зрителям то, чего они никогда не видели в кинотеатрах, а его мастерство достигает новых высот. «Дюнкерк» не столько фильм, сколько опыт, который нужно почувствовать и прожить. Хаос и страх перед войной здесь реальны как нигде и основаны на напряжении, дрожи в коленках и грубой силе. Фильм не помещает вас в центр ужаса, как это делает Спилберг в «Спасти рядового Райана», однако Нолан подходит к этому очень близко.

Несмотря на это, недостатки Дюнкерка настолько очевидны, что можно легко понять неприятие фильма. Многим не нравится преднамеренная разрозненность фильма. Его рваная структура сюжета выглядит как искусственная ловкость рук, пустой трюк, призванный впечатлить зрителя своей сложностью. Также фильму не хватает развития персонажей – несколько звезд в ролях выполняют заданные функции, но не вызывают зрительской эмпатии.

«Дюнкерк» дает понять, что Нолан целенаправленно снимал фильм о Второй мировой войне, потому что знал – такое кино понравится оскаровским академикам. Как и Спилберг до него, кажется, Нолан рассматривал такое кино как возможность стать серьёзным режиссером для высшего эшелона Голливуда: чтобы его считали чем-то большим нежели гениальным режиссером блокбастеров. 

Какова бы ни была мотивация, стоящая за «Дюнкерком», это по-прежнему один из самых запоминающихся фильмов 2017 года.

6 МЕСТО: «Бэтмен: Начало»

Достижение Нолана с Бэтменом в 2005 году невозможно переоценить. Бэтмен долгое время был одним из самых ценных персонажей в Голливуде, но после провала «Бэтмена и Робина» в 1997 году кинобоссы долго не прикасались к герою во избежание повторных неудач. Искупление Бэтмена, имя тебе Нолан.

«Бэтмен: Начало» – важнейший фильм о происхождении супергероев, и один из немногих фильмов о Бэтмене, который сделал Брюса Уэйна – человека, и как следствие более интересного персонажа – понятным. С этим фильмом Нолан показал новый подход к кинопроизводству комиксов. Мрачный, смелый, приземленный и реалистичный, «Бэтмен: Начало» сделал эти фильмы по-настоящему любопытными и дал им жизнь, которой раньше не было ни в серии «Людей Икс», ни у «Человека-паука». Внезапно, супергеройское кино оказалось не просто жанровым фетишем.

С точки зрения кино, в «Бэтмен: Начало» есть многие ноланизимы. Здесь и прыжки во времени, и, как следствие, многослойность сюжета – и они сделаны не ради самих себя. Приемы дают зрителю возможность увидеть человека, Брюса Уэйна, стоящего за самым известным персонажем комиксов. Фильм выглядит свежим, новым и захватывающим, потому что до этого никто не снимал такого серьезного и правдоподобного Бэтмена. Нолан превратил комиксную историю в приключенческий боевик и навязал массовому зрителю свое видение Бэтмена, сделав себя важнейшим мейнстримовым режиссером. 

5 МЕСТО: «Начало»

Топовая кинозвезда Леонардо ДиКаприо в паре с одним из самых крутых режиссеров в индустрии ради научно-фантастического блокбастера – рецепт успеха для кассовых сборов. «Начало» собрал более 800 миллионов и до сих пор является самым кассовым фильмом Нолана, исключая Бэтмена. В нем есть что-то Матрицы, что-то от Джеймса Бонда и кусочек «Ванильного неба». Фильм бешено теоретизирует и сочетает это отличным действием и эффектными трюками. Ради одной только легендарной сцены драки в невесомости в отеле стоит погрузиться в фильм. 

«Начало» – это прекрасная пропорция из фирменного закрученного повествования Нолана и главных триггеров для чувств. Фильм закрепил за Ноланом звание режиссера блокбастеров для умных. После того, как «Темный рыцарь» получил 8 номинаций на Оскар, «Начало» повторил этот успех, забрав 4 статуэтки и напомнив людям, что популярность не делает фильм менее достойным наград, чем малоизвестный арт-хаус.

Это не значит, что фильм небезупречен. Порой «Начало» путается в своих снах внутри снов. Однако само воображение, которое породило этот мир, впечатляет и завораживает. Пока в Голливуде доминируют франшизы и перезапуски, культура, привнесенная Ноланом, с оригинальными идеями и большими бюджетами является редкостью. Тот факт, что Нолану удается делать фильмы и сохранять свою любовь к до безумия одержимым героям, полезен для Голливуда и любопытен для зрителей, которые не жаждут очередного перезапуска известной когда-то франшизы.

4 МЕСТО: «Помни»

До того, как режиссер Нолан был помазан богом бессмертными полчищами ноланистов, он был хитрым молодым режиссером, которому был нужен успех. Второй фильм родился словно из пьяного спора с друзьями: «Крис, уверен тебе слабо снять весь фильм в задом наперед». Вызов принят.

«Помни», в котором мужчина страдает от редкой, неизлечимой болезни потери памяти и при этом ищет убийцу своей жены – это всего лишь трюк, но он прекрасно работает. То, что в результате вместо мутного месива получился интересный и захватывающий триллер однозначно заслуга режиссера. 

Фильм держит в напряжении даже когда перестаешь удивляться придумке режиссера рассказать историю задом наперед. Противостояние мотиваций персонажей, скрытые мотивы, предательство и отчаяние, по своей сути «Помни» – это ловко выполненная и интересная головоломка, на которую работает в первую очередь разрозненное повествование. Сама идея этого ноланизма любопытна и поднимает неудобный вопрос: кем вы являетесь, если ваша история неосязаема и постоянно меняется, а вдобавок может быть развернута кем-то другим?

Знаковый фильм для Нолана, «Помни» – это кино, с которым открылся истинный талант Нолана, и к этому таланту потянулись люди. После «Помни», киноиндустрия коллективно выделила Нолана как человека, которого однозначно нужно смотреть.

3 МЕСТО: «Престиж»

«Престиж» возможно самый законченный фильм Нолана. Это тот случай, когда режиссер довел до совершенства свою любовь к одержимости, разворачивая историю двух соперничающих фокусников, которые обречены быть вечно в ловушке у своего желания превзойти оппонента. 

В «Престиже» есть все фирменные приемы Нолана: от нелинейного повествования до мистического сциентизма и целенаправленного ввода зрителя в заблуждение. В фильме есть даже Дэвид Боуи, который своим присутствием делает любую вещь вдвое лучше.

«Престиж» – интересная работа Нолана в том смысле, что сперва она захватывает ваше внимание, а затем заслуживает его. При первом просмотре, фильм – загадочная головоломка. Во второй раз вы ищете все фокусы режиссера и, если внимательны, находите большинство. В третий раз замысловатое кино обретает форму. «Престиж» – это кино, которое интересно пересматривать.

«Престиж» вышел между «Бэтменом: Начало» и «Темным Рыцарем», разочаровав тех, кто надеялся на плотный и насыщенный блокбастер. Этот фильм – поворотный для Нолана, он уточняет его фирменные приемы и методы. Воображение режиссера здесь направлено внутрь героев, и там оно с легкостью выходит из-под их контроля и пожирает душу. Финал фильма может показаться простым, но в этом его достоинство, а дебаты вокруг «Престижа» только увеличивают его привлекательность.

2 МЕСТО: «Интерстеллар»

«Интерстеллар», как и «Дюнкерк» один из самых полярных фильмов Нолана: вы либо принимаете его правила игры, либо не хотите подниматься на борт. «Начало», возможно и лучше в вакууме, но научно-фантастическая эпопея с Энн Хэтэуэй и Мэтью МакКонахи кажется более запоминающейся в долгосрочной перспективе.

«Интерстеллар» одновременно хорош и плох. Фильм одновременно непреднамеренно смешон и удивительно изощрен. Сюжетные дыры столь же гигантские, как и бесконечные просторы космоса, в которых происходит действие. И как это ни странно, «Интерстеллар» возможно самый личный фильм Нолана.

Некоторые покидали кинозалы с чувством, что «Интерстеллар» был хорош, но не достиг своего максимума. Но он выдержал испытание временем. Как и «Дюнкерк», он является технологическим подвигом и наиболее полно переживается в условиях IMAX-зала, но у «Интерстеллара» больший потенциал к повторному просмотру. При нем вы обнаружите, что фильм по сути является родительским письмом Нолана к своим детям, помещенным в научно-фантастический блокбастер. Описание упадка человечества из первой половины фильма вдумчиво сочетается с жаждой выживания из второй, а каждый просмотр раскрывает вам новые детали.

1 МЕСТО: «Темный рыцарь»

«Темный рыцарь» – это шедевр, который показал, что из дурацкого комиксного материала можно собрать серьезный и вдумчивый блокбастер. Если «Бэтмен: Начало» был ранним новаторством, которое переопределило жанр фильмов по комиксам, то «Темный рыцарь» – это усовершенствованная версия сработавшей формулы.

Некоторым кажется кощунством, что Нолан обошел странные и обаятельные фильмы Тима Бертона о Бэтмене. Нолан сделал супергеройский фильм, который размышляет о войне в Ираке, анархизме и двойной идентичности человека. Это блокбастер, основанный на философских дебатах, но он никогда не обращается к вам с проповедью, а только лишь с призывом задуматься. Без «Темного Рыцаря» мы бы никогда не увидели «Джокера» и множество других фильмов, которые пытались повторить его успех. 

Отдельную славу составляет бессмертная игра Хита Леджера в роли Джокера. Из-за его трагической гибели Леджера его роль Джокера приобрела почти мифический статус. Правда же в том, что подвиг Леджера со временем был бы одинаково почитаем безотносительно скорой смерти. Во многом главным двигателем фильма является сам Джокер: он появляется в лучших сценах и самые цитируемые фразы произносит именно он. Джокер развивает темы фильма и поднимает его на высоту.

Что бы ни было в карьере Нолана, «Темный Рыцарь» – это фильм, который остался в истории.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: