С 18 по 23 сентября в московском кинотеатре «Иллюзион» открывается 11-й фестиваль датского кино Danish Wawe. Нас ждет открытие новых имен, а также встреча с хорошо знакомыми старыми. 

СЧАСТЛИВЧИК ПЭР (2018)

Фильм-открытие фестиваля
18 сентября, 19:30
Кинотеатр «Иллюзион»

Режиссёр: Билле Аугуст
162 мин, 12+

Петер Сидениус (Эсбен Смед, «Письма Амины», «Доброта незнакомцев») – амбициозный юноша из консервативной религиозной семьи с запада страны – грезит карьерой, богатством и приключениями. Он единственный из одиннадцати детей пастора рискнул взбунтоваться, нарушить привычный ход вещей и вырваться из привычного патриархального круга. Для начала – в столичный Копенгаген, где набирает силу деловая буржуазия. Здесь его возлюбленной (и проводником в другой мир) становится Якоба (Катрин Грис-Розенталь, «Мистериум. Охотники на фазанов»), старшая из дочерей богатого еврейского биржевика Соломона, девушка недюжинного ума и независимого нрава...

«На востоке Ютландии, в провинциальном городишке, что затерялся среди зелёных холмов, в устье лесистого фьорда, жил ещё с довоенных времён пастор по имени Иоганн Сидениус. Это был человек набожный и суровый. И по виду своему, и по укладу жизни он совсем не походил на других обитателей города и оттого много лет оставался для них чужаком, чьи странности порой заставляли их пожимать плечами, а порой не на шутку сердиться...» Так начинается огромный роман Хенрика Понтоппидана, создававшийся с 1898-го по 1904-й годы (а в 1917-м автор получил Нобелевскую премию по литературе). По этому отрывку уже можно представить степенность, красоту и подробность текста, его социальную точность, историзм и психологическую глубину (разве что об иронии, пронизывающей роман, первые строки представления не дают). «Счастливчик Пер» – абсолютная датская классика; Билле Аугуст экранизировал её максимально бережно.

Билеты доступны на сайте.

ПЕЛЛЕ-ЗАВОЕВАТЕЛЬ (1987)

19 сентября, 19:00
Кинотеатр «Иллюзион»

Режиссёр: Билле Аугуст
157 мин, 12+

Пелле, так горделиво именуемый завоевателем, на самом деле, всего лишь маленький мальчик, который вместе с отцом, уже пожилым фермером-вдовцом, перебирается из бедных земель южной Швеции на датский остров Борнхольм. Эмигранты позапрошлого века стремятся к Борнхольму, как к Земле Обетованной, реальность же оказывается совсем не радужной. Рай – не здесь. Только это не повод для отчаяния...

Один из главных кинороманов ХХ века основан на литературном романе Мартина Андерсена-Нексё; он победил на Каннском фестивале (жюри возглавлял Ив Монтан, среди судей был наш великий соотечественник Элем Климов), получил премию «Оскар» и попал в Датский культурный канон – число произведений искусства, признанных частью национального культурного наследия. Одну из самых значительных ролей здесь сыграл титан Макс фон Сюдов. На расстоянии, из сегодняшнего дня «Пелле-завоеватель» кажется практически эталонным образцом густого семейного эпоса, не поддающегося размену на телевизионный экран. Несмотря на изрядный хронометраж и повествовательность, в формате сериала «Пелле» невозможно представить; это именно кино для большого экрана и коллективного переживания.

Билеты доступны на сайте.

ПАБЛИК-ТОК: ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА В ДАТСКОМ КИНО ЗА ПРЕДЕЛАМИ «ДОГМЫ 95»

19 сентября, 20:00 
Московская школа кино
16+

Обладатель «Оскара» и двух Золотых Пальмовых ветвей, режиссер и сценарист Билле Аугуст и киновед Нина Цыркун о литературных экранизациях в датском кино и их близости российской аудитории.

С начала ХХ века в Дании традиционно снималось большое количество литературных экранизаций. Режиссер Билле Аугуст, активно работающий в датском кино с конца 70-х,  продолжает эту традицию, часто экранизируя значимые для культуры страны исторические романы. Его работы на крупных международных фестивалях вывели датское кино на мировой уровень до того, как появилась «Догма 95», но и после Аугуст не сбивается с курса и продолжает работать в параллельном ей кино. Что привлекает его в экранизациях романов и что в них найдут российские зрители, которые хорошо знакомы с культурой литературоцентричности?

Бесплатная регистрация доступна на сайте.

МИСТЕРИУМ. ЖУРНАЛ 64 (2018)

20 сентября, 20:00
Кинотеатр «Иллюзион»

Режиссёр: Кристоффер Боэ
119 мин, 18+

Четвёртый выпуск детективной серии о полицейском дуэте, которому не страшны самые чудовищные тайны 

Пролог датирован 1961-м годом – тогда Дания была страной, далёкой от соблюдения гражданских прав и гендерного равенства, и у каждого дикаря-отца было право отправить свою дочь на насильственное лечение в схожий с тюрьмой островной интернат. Что и случилось с юной Нете, так некстати влюбившейся в кузена.

В 2018-м дуэт бесподобных сыщиков Мёрка (Николай Ли Каас) и Ассада (Фарес Фарес) из спецотдела Q переживает последние времена: Ассад уходит на пост поспокойнее, Мёрк прячет горечь расставания (и разочарования в товарище) за напускным равнодушием. Но вот в одном из обычных городских домов обнаруживают тайную комнату – с тремя мумифицированными трупами. Сыщики, съевшие собаку на раскрытии, казалось бы, неразрешимых тайн, не могут пройти мимо такого дела. Расследование приведёт их в места заточения Нете – и к жутким конспирологическим преступлениям наших дней...

Четвёртый фильм франшизы «Мистериум», основанной на детективных романах Адлера-Ольсена, полон болезненных социальных проблем; относительность демократических норм и историческая вина датского правительства – среди его провокационно-полемических аспектов. Но такой серьёзный бэкграунд не помеха жанру. Экшн, секреты, ложь, кровь, изуверская жестокость – в наличии все «грязные прелести» северного детектива. Маэстро Кристоффер Боэ («Аллегро», «Всё будет хорошо», «Всё, что вы хотели знать о сексе и налогах») виртуозно завершает цикл. Или продолжение следует?

Билеты доступны на сайте.

ПОКА НЕ НАСТУПИЛИ ХОЛОДА (2018)

21 сентября, 17:00
Кинотеатр «Иллюзион»

Режиссёр: Михаэль Ноэр
104 мин, 16+

Живописная драма о чести и достоинстве в трудные времена

Сельская Дания середины XIX века. Большинство местных фермеров – на грани разорения; кажется, только у шведов карманы полнятся деньгами. Старик Йенс за бесценок продаёт корову – но и это не гарантия от голода и бесчестья: и вот уже в церкви Йенса оттесняют с «престижных» мест вблизи пасторской кафедры. Когда исчезает последняя надежда на урожай, Йенс решает «продать» дочь – в смысле, выторговать ей выгодную партию, вопреки чувствам девушки; иначе не прокормить взятых на воспитание племянников и не выжить самим...

У строгого и сильного фильма (основанного, кстати, на полностью оригинальном сценарии) немало художественных достоинств: чёткая режиссура Михаэля Ноэра, суровая, но соблазнительно живописная картинка, дотошно воссозданная среда. На первом же месте – абсолютно совершенная актёрская работа 70-летнего мэтра Йеспера Кристенсена, в обширной фильмографии которого есть и Триер, и бондиана; да чего только нет. В свой юбилейный год Кристенсен сыграл роль-утёс, национальный характер со всеми его противоречиями.

Билеты доступны на сайте.

ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ (2019)

21 сентября, 19:00
Кинотеатр «Иллюзион»

Режиссёр: Фредерикке Аспек
89 мин, 16+

Плавно переходящая в триллер комедия про мужчин в тюрьме.

Маркус (Якоб Ломанн, «Мистериум. Тьма в бутылке») – успешный (настолько, что выпустил автобиографию-бестселлер), но не слишком чистый на руку финансист – угодил в тюрьму. Он наивно думает, что ненадолго, однако адвокат трезво советует готовиться к худшему: предварительное заключение может растянуться до двух лет. В обычной тюрьме Маркус не протянул бы и недели: у вора в законе, которого он неосторожно называет Жирным Карстеном, к дельцу свои счёты. Чтобы уберечься от дальнейших побоев, Маркус добровольно соглашается на камеру-одиночку – в том отсеке, где отбывают наказание педофилы и насильники. Впрочем, выглядят они вполне мило – особенно, когда поют в хоре. Но именно пение, благое и невинное занятие, приведёт героев к фатальным последствиям...

Фредерикке Аспек («Лабрадор», «Росита») – женщина-режиссёр, создавшая один из самых непредсказуемых фильмов о мужском мире. Сюрпризы в этой ленте не столько сюжетные, сколько интонационные. «По доброй воле» – комедия, в которой достаточно драматизма, всё в порядке с психологической достоверностью – и медленный, но верный крен в сторону настоящего триллера оказывается убедительным. Гармония за решёткой – то, чего не может быть; взрыв неизбежен.

Билеты доступны на сайте.

СЫНЫ ДАНИИ (2019)

Фильм-закрытие фестиваля
23 сентября, 19:30
Кинотеатр «Иллюзион»

Режиссёр: Улаа Салим
120 мин, 18+

Социальный триллер о терроризме мнимом и подлинном.

Дания ближайшего будущего (действие датировано 2025 годом) переживает шок от страшного теракта, совершенного – предположительно – исламистами. Свиные головы, подброшенные к порогам мечетей, стали обычным делом; напуганное и растерянное общество готово привести к победе на демократических выборах ультраправую партию «Сыны Дании», возглавляемую маниакальным сторонником «железной руки» Мартином Нордалем (Расмус Бьерг, «Пламя и Цитрон», «Пока я живу», «Счастливчик Пер»). Но реальные исламские радикалы действительно существуют – и не собираются бездействовать: вербуют новых сторонников, среди которых юноша по имени Закария, и замышляют покушение на Нордаля. Напарником Закарии должен стать более опытный Али – но тщательно проработанный план даёт сбой...

Режиссёр Улаа Салим – сын беженцев из Ирака, родившийся в 1987-м году уже в Копенгагене; межнациональные противоречия знакомы ему не только по сводкам новостей. Возможно, именно сочетание острой темы, драматургической изощрённости (фильм будто передаёт эстафету от героя к герою, от судьбы к судьбе) и очень личной эмоциональной составляющей сделало «Сынов Дании» одним из фестивальных хитов года. 

Билеты доступны на сайте.