11 июля вышел третий сезон сериала «Очень странные дела» («Stranger things» – англ., прим. ред.). На текущий момент у сериала зашкаливающий рейтинг на IMDB, при том, что смотрит его почти весь мир. Чем он так полюбился людям, рассказывает кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов.

СИЛЬНАЯ АТМОСФЕРА

«Очень странные дела» — один из самых успешных сериалов Netflix, погружающий в теплую, ламповую атмосферу 80-х годов. Российские зрители ностальгию по Америке 80-х испытать не смогут, но зато без труда узнают свою действительность за окном — не столько по предметам быта, сколько по нравам. Сериал переносит во времена, когда гендерные роли жесткие и понятные; старшеклассница-отличница скрывает от родителей своего «плохого» парня; в детской дружбе есть клятва, скрепленная плевком в ладонь и демонстративно крепким рукопожатием; а «другом» называют того, кто никогда не нарушает обещаний. Не оставит равнодушными россиян и один из скрытых символов сериала: противопоставление большому городу маленькой провинции. И это при том, что сюжет крутится вокруг одного, казалось бы банального, события — пропажи одним поздним вечером сына главной героини (в исполнении Вайноны Райдер).

СЮЖЕТ, БОГАТЫЙ ЯРКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ

Сюжет «Очень странных дел» напоминает историю Стивена Кинга — маленький, провинциальный городок, в котором происходят странные, мистические вещи. Ребенок пропадает неподалёку от военной базы, на которой занимаются непонятно чем. Пока родственники и полиция его ищут, трое друзей встречают загадочную ровесницу, владеющую телекинезом. У нее нет имени, и она почти не говорит, но по татуировке на ее руке ей дают прозвище «Одиннадцать». 

Если вам нравятся Стивен Кинг или сериал «Секретные материалы», то «Очень странные дела» — просто обязателен к просмотру, градус напряжения и сопереживания в нем намного выше. К тому же, располагает и разветвление на несколько сюжетных линий. Если в тех же «Секретных материалах» выбор был небольшой — вам предлагали идентифицировать себя либо с агентом Малдером, либо с агентом Скалли, — то здесь героев, которым хочется сопереживать, много, на любой вкус.

Третий сезон врывается так, что не успеваешь перехватить дух, а эмоциональное напряжение за переходящих из сезона в сезон персонажей приносит свои плоды. Одни и те же люди сражаются со сверхъестественным апокалипсисом на протяжении нескольких лет, и это дает ощущение, что они живут в окопах, где боль утраты компенсируется чувством общности и товарищества. К тому же, к третьему сезону самые юные герои входят в переходный возраст, что накаляет эмоции. Главная звезда — девочка со сверх способностями по имени Одиннадцать (Милли Бобби Браун) теперь вязнет в навязчивых мыслях о мальчике.

ХАРИЗМАТИЧНЫЕ МОНСТРЫ

Каждый сезон этого мистически-фантастического детектива — лоскутное одеяло, сшитое из фрагментов поп-культуры, уходящее корнями во вселенные Стивенов Спилберга и Кинга и напоминающее сборник хитов 80-х. Монстр из третьего сезона — не исключение: это жуткое, опасное и мощное чудовище, собранное из кусков и эссенций других существ. Пожалуй, оно и есть альтер-эго всего сериала.  Даже сам способ, которым чудище нового сезона набирает мощь, — без труда распознаваемый оммаж на вторую часть «Терминатора» и его жидкокристаллического антагониста, робота Т-1000.

ХОРОШО ЗНАКОМОЕ СТАРОЕ

Создатели сериала, братья Мэтт и Росс Даффер, говорили, что закончат проект после 4 или 5 сезонов, но первые три — это завод по переработке старых фильмов по уже работающим технологиям, и кажется, нет причин, почему этот процесс не может длиться вечно. Очередное чудище выбирается из закрытой лаборатории городка Хоукинс, персонажи распределяются по командам и начинают сражаться с угрозой. Эта схема повторяется из сезона в сезон, с вариативностью пары сюжетных линий. Братья Дафферы, похоже, сами довольны писать однообразные сюжеты с одинаковым, успешным результатом. «Тех же щей, да погуще влей» — не самая плохая стратегия, если ты талантлив.

ФАКТУРНЫЕ ЛОКАЦИИ

Главное нововведение третьего сезона — «Старкоурт Молл», торговый центр, в подземных туннелях которого происходит нечто похожее на то, что в предыдущих сезонах случалось в закрытой лаборатории Хоукинс. «Очень странные дела» всегда славились отсылками к мейнстриму. Например, в прошлом сезоне многих зацепили сцены выборов президента, на которых победил Рональд Рейган. Поэтому появление торгового центра в качестве обители зла — не вызывает недоумений. Теперь семья Байерс находится в трудном положении: Джойс (Вайнона Райдер) теперь работает в маленьком магазинчике, из которого ушли все покупатели. Не только демоны уничтожают все живое в городке Хоукинс, но и цепи больших корпораций все больше заковывают и убивают любую жизнедеятельность малых городов. 

В СЕРИАЛЕ ЕСТЬ РУССКИЕ

Третий сезон начинается в 1985 году, когда вышла не только первая часть «Назад в будущее», но и третья часть главного фильма о зомби – «День мертвецов» Джорджа Ромеро. У Ромеро ученые и военные прятались по бункерам, пока планету терроризировали восставшие мертвецы. «Очень странные дела» дают этой идее красно-советскую окраску. Русские путем подкупа и силы запугивают нарциссичного и слабого мэра города и превращают торговый центр Старкоурт во фронт Холодной войны, не забывая про юмор.

ХОРОШИЙ ЮМОР

«Очень странные дела» от других представителей жанра всегда отличало, что при всей жуткости, он оставался и смешным сериалом. В третьем сезоне юмор строится вокруг второстепенных персонажей. Во втором сезоне находкой был любитель теорий заговора и расследователь Гельман. Теперь он начинает дружить с русским ученым, который не умеет держать язык за зубами и выбалтывает главным героям все секреты. Посреди ада вдруг начинает разыгрываться теплая и дружеская комедия. 

ЦЕПЛЯЮЩАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Если говорить без спойлеров, то финал третьего сезона оказывается таким душераздирающим и безапелляционным, что запуск четвертого не пройдет по очередной, пусть и ловко применённой, формуле братьев Даффер. Придется применить все сценарную хитрость, чтобы объединить команду по борьбе с монстрами. Но в одном можно быть уверенным точно: демонов придется искать в новом месте.