На вопрос «в чем секрет вашего феноменального успеха?» сэр Энтони Хопкинс неизменно отвечает: «Никакого секрета. Выучиваешь текст, приходишь на площадку, произносишь слова,  уходишь домой». Все гениальное просто.

Своей самой знаменитой ролью – Ганнибала Лектера из «Молчания ягнят» (1991 г., пять «Оскаров», один из которых достался актеру) – Энтони Хопкинс создал матрицу классического образа злодея, которая потом неоднократно повторялась в других картинах. А еще он доказал вещь, казалось бы, парадоксальную: оказывается, можно сочетать статус голливудской кинозвезды с огромным актерским дарованием… и невероятной скромностью. В 1993 году королева Великобритании Елизвета II посвятила Энтони Хопкинса в рыцари. Однако, сам актер никогда не относился к этому титулу серьезно, а окружающих просит называть его не «сэр Энтони», а просто Тони.

Но путь к признанию для Хопкинса не был ни легким, ни прямым. Принято считать, что судьба великих артистов предначертана, что они с детства знают, чего хотят. Но Энтони (род. в 1937 г. в Уэллсе, Великобритания – «ВД») до 17 лет был убежден, что ни на что не годен. Так было до тех пор, пока он не попробовал себя на сцене любительского театра. Его заметили и предложили учиться – в Валлийском королевском колледже музыки и драмы. Учеба была прервана службой в артиллерии, а после демобилизации Хопкинс поступил в престижную Королевскую академию сценического искусства. В 1965 году он был принят в труппу Национального театра, которым в то время руководил легендарный Лоуренс Оливье. Когда у Оливье случился приступ аппендицита, Хопкинс заменил его в спектакле «Танец смерти» (1966). Отсюда было недалеко и до классических шекспировских ролей на сцене прославленного театра «Олд Вик» - короля Лира, Антония и других.

В кино Хопкинс  дебютировал в 1968 году в роли Ричада Львиное Сердце в картине «Лев зимой». Зрелость этой работы поразила многих. Ричард в исполнении Энтони был личностью многогранной, сложной, противоречивой, человеком с  двойным дном. Эту способность Хопкинса проникать в темные стороны человеческой души быстро заметили и стали всячески использовать. Роли злодеев (Бруно Гауптман в телефильме «Дело о похищении ребенка летчика Линдберга» и Адольф Гитлер в телекартине «Бункер») принесли ему две высшие телевизионные награды «Эмми».

Параллельно разыгрывалась его собственная жизненная драма. У Хопкинса начались настоящие проблемы с алкоголем. Он постоянно срывает репетиции в театре, уходит от своей первой женой Петронеллы Баркер, оставив ее с новорожденной дочерью (Эбигейл, род. в 1969 году – «ВД»)… Но у актера хватает мужества признаться самому себе, что это путь в пропасть. Решив начать новую жизнь, Хопкинс переезжает в Лос-Анджелес. Там, накануне своего 38-летия, он дает себе слово больше никогда не прикасаться к бутылке. Обещание свое Энтони держит до сих пор.

Факты из личной жизни актера не часто попадают на страницы таблоидов. В 1973 году он женился на Дженнифер Линтон, этот брак был достаточно продолжительным, супруги расстались в 1995 году. Затем было несколько коротких романов – с актрисой и моделью Джойс Ингаллс и со сценаристкой Френсис Кей. Свою третью жену, Стеллу Арройяве, Хопкинс встретил совершенно случайно, заглянув в антикварный магазин, которым владела будущая супруга. Они поженились в 1 марта 2003-го года в приморском Малибу. Этот брак явно пошел актеру на пользу. По его собственному признанию, в его душе поселились мир и покой. Он больше не совершает тысячекилометровые автопробеги в надежде убежать от одиночества, он просто наслаждается жизнью и работой.

Корреспондент «ВД» встретился с сэром Энтони перед премьерой фильма «Перелом», в котором Хопкинс играет социопата-интеллектуала Тэда Кроуфорда, убившего из ревности свою жену и пытающегося уйти от правосудия. Тэд получает неописуемое наслаждение от игры в кошки-мышки с молодым прокурором (Райан Гослинг), который уверен, что ему ничего не стоит упрятать Кроуфорда в тюрьму. И, как обычно, зритель не может удержаться от того, чтобы не симпатизировать злодею, так великолепно сыгранному Хопкинсом.

 

Вы играете человека, который убил жену, узнав о ее неверности. Какое лично у вас отношение к убийству на почве страсти?
Убийство из ревности – это глупость. Но в нашем фильме героем движет не страсть, это заранее обдуманное преступление.

 
Но все же при этом он любит свою жену?..
Нет, я так не думаю. Он просто психопат, или как сейчас модно говорить – социопат. Как можно любить кого-то, а потом убивать?! Это невероятно. Тэд Кроуфорд просто сумасшедший.
 

Мы, как говорится, все не без слабостей. Какие водятся за вами?
Люблю вкусное печенье. Хлеб. Пищу вообще. Еще у меня есть одна опасная слабость – я доверчив. Меня легко обмануть. Не буду вдаваться в детали, но я недавно снялся в одном фильме, а мне не заплатили. А вроде симпатичные были люди (смеется). Ну да бог с ними! С годами я стал немного осмотрительнее, но это у меня заняло много времени, и я набил много шишек.

 

Этого никак не скажешь о вашем персонаже в «Переломе». Тэд умен, хитер и коварен.
Да, конечно. Но в том-то и прелесть актерской профессии, что ты получаешь возможность прожить жизнь совершенно другого человека.  Мой Тэд всегда на шаг впереди других, он всегда знает, что сказать, а я сам лишь задним умом крепок, всегда жалею. Зато в кино я всегда на коне! Видимо, это компенсация (смеется).

 

Конечно, ваш Тэд Кроуфорд не Ганнибал Лектер, но от сравнений не уйдешь. Вы ведь создали канонический образ злодея-интеллектуала. Я, как и многие другие, увидел что-то от Ганнибала в Тэде.
Когда я прочитал сценарий, то позвонил свему агенту и сказал ему, что это очень хорошая роль. Это был лучший сценарий, что я прочел за последнее время. Он спросил меня, как я намерен играть Тэда? «Ты имеешь в виду, конечно, Ганнибала?» – спросил я. «Да», – ответил он. Я тут и говорю, что они, Тэд и Ганнибал, в родстве не состоят (смеется). Да, они оба умны, и оба психопаты. Всякий, кто берет пистолет и убивает, – психопат. Не хочу сказать, что каждый убийца сумасшедший, но убийство одно из самых экзистенциальных действий, которые может совершить человек. И, чтобы спланировать и осуществить его, нужно иметь абсолютно бесчеловечный склад ума. Мы чуть ли не каждый день видим по телевизору истории о мужьях, убивших жен, о женах, убивших мужей. И многие из них выкручиваются. Я, конечно, не психолог, но как актер я наблюдал за ними. Злодеи, как правило, не эмоциональны, у них неподвижные лица, они не жестикулируют. Я это применил в образе Лектера, но, играя Кроуфорда, я старался не повторяться и даже попросил переснять одну сцену, где я слишком уж похож на Ганнибала.

И еще о злодеях. Я снимался у одного хорошего режиссера, который был абсолютно нехорошим человеком. Когда я спрашивал его о чем-то, он просто не отвечал, его выражение лица не менялось. Говорили, что он очень умный, но он так давно без работы, что я начал в этом сомневаться (смеется). Надо знать, что злу есть предел.

 

Давно не видел вас таким благодушным, разговорчивым, расслабленным...
Старею (смеется). Мне будет семьдесят перед Новым годом. Я понял, что осуществил все свои амбиции, что у меня хорошая жена, которая много умнее меня (смеется). Это она научила меня не принимать все  всерьез. Я стал задумываться над смыслом жизни и понял, что жизнь как таковая важнее искусства, важнее актерской професиии. Я стал все больше отходить от кинобизнеса. Я начал рисовать, меня даже выставляли в Лас Вегасе. Я сочиняю музыку, недавно написал саундтрек к своему фильму (Sleepstreаm, дата выпуска не объявлена – «ВД»).

Интересное дело: как только я обрел интересы помимо кино, объявился этот фильм «Перелом». Я сыграл в нем с большим удовольствием. Но когда мне сообщили, что другой фильм, в котором я должен был начать сниматься в мае, не запустился, я вздохнул с облегчением. Я рад, что не надо работать. Это не значит, что я стал более циничным, просто с годами становишься более расслабленным и воспринимаешь вещи проще. И, скажу, это прекрасно! Хорошо для здоровья!

 

Вы говорите о своей жене лишь в превосходной степени. Расскажите о ней...
Ее привезли из Колумбии, когда ей было четыре года. Как мы встретились?.. У меня был дом в Пасифик Палисейдс (район Большого Лос-Анджелеса у океана – «ВД»). Я хотел его обставить, но не знал как. Как-то я проходил мимо антикварного магазина. Я зашел, кое-что мне приглянулось. Ко мне подошла очаровательная женщина и поздоровалась. Я тоже поздоровался в ответ. А она меня обняла (смеется). Я подумал: «какая милая»! С другой стороны, я только что прошел через процедуру развода и не хотел, чтобы меня кто-то захомутал (смеется). Я не хотел больше жениться, мы просто перезванивались изредка, пока я не пригласил ее на обед. Не прошло и двух лет, как мы поженились!

 
И как в новом хомуте?
Хорошо! (смеется).
 

И все же, когда вы, сэр Энтони (он улыбается) все же играете, как вы себя ощущаете?
Не знаю... Я нахожу, что играть очень легко. Я этим занимаюсь давно. Да, мне приходилось бороться, когда я был молод. Но после 50 лет работы? Я выработал технику, приемы и отношусь к этому куда спокойнее, чем когда-то. Я сожалею лишь о том, что не понял это раньше. Хотя, в приципе, я ни о чем не жалею. Даже те беды, что произошли со мной, были полезны, ибо без них я не стал бы тем, кем являюсь сейчас.

 

Каков Тони Хопкинс на съемочной площадке? Серезный актер, погруженный в роль?
Да нет! Я люблю на площадке полаять.

 
Это как?
Втихаря, чтобы не видели. (Хопкинс очень правдоподобно лает). Режиссер кричит: «Откуда эта собака, а ну поймайте ее!» На некоторых фильмах скучно как в морге, вот я и разгоняю тоску (смеется).
 

Несколько лет назад вы сказали, что перестанете играть. Слава богу, передумали. Но это в принципе возможно?
Если будет здоровье, буду играть. Но если начну забывать текст, тогда привет! Было очень печально, когда Оливье не помнил текста. Ему рисовали плакаты со словами роли, и он потом себя чувствовал униженным. Я до такого стыда не дойду.

 

И последнее. Мы когда-нибудь снова увидим вас в роли Ганнибала Лектера?
Нет, я с ним расстался навсегда.

 
Фильм «Перелом» с Энтони Хопкинсом в главной роли смотрите в кинотеатрах с 5 июля.