Театральный сезон традиционно начинается с приятных обещаний. Публика, как вечная невеста Агафья Тихоновна, надеется, что они сбудутся. Присмотреться к будущему репертуару можно уже сейчас.

Драматические театры

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Первой премьерой нового сезона станет театральная версия романа Людмилы Улицкой «Зеленый шатер» в постановке Анджея Бубеня. Книга Улицкой – история судеб трех московских друзей, чье детство пришлось на послевоенное сталинское время. Свою детскую дружбу герои пронесли через всю жизнь. Анджей Бубень уже ставил спектакли по произведениям Улицкой в Театре на Васильевском: «Русское варенье» и «Даниэль Штайн, переводчик» – лучшие его постановки в Петербурге.

А также: Лариса Малеванная поставит спектакль по рассказам Василия Шукшина. Петербургская документальная сцена представит новую работу «Аллегро», посвященную взаимоотношениям России и Финляндии. В планах театра остается идея постановки пьес «Кабала святош» М. Булгакова и «Жизнь Галилея» Б. Брехта.

Событие

Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» пройдет с 9 по 20 октября. В афише – «Божественная комедия» Эймунтаса Някрошюса, «Дядя Ваня» Андрея Жолдака, «Вишневый сад» Люка Персеваля и многое другое.

БДТ им. Г. А. Товстоногова

Впервые за долгое время БДТ провел театральный год вне стен исторического здания на Фонтанке. Трудности кочевой жизни не помешали театру выпустить два спектакля большой формы: «Пешком» и «Время женщин». Очередной сезон БДТ откроет на своей новой сцене – в Каменноостровском театре. 14 сентября здесь состоится премьера спектакля «Трактирщица» К. Гольдони в версии Андрея Прикотенко.

Театр им. В. Ф. Комиссаржевской

В сентябре начнутся репетиции «Женитьбы Фигаро» Бомарше, которую ставит режиссер Игорь Коняев. Его спектакль «Доходное место» по Островскому, действие которого режиссер перенес в наши дни, вот уже несколько сезонов с успехом идет на сцене театра. В чем будут щеголять на сцене герои Бомарше – в расшитых камзолах и платьях с кринолинами или в рваных джинсах – не так уж и важно. Главный вопрос театрала – кто же сыграет Фигаро?

А также: Александр Баргман начнет работать над пьесой Ингмара Вилквиста «Ночь Гельвера». Александр Аркадьевич Белинский будет ставить «Госпожу министершу» Б. Нушича.

В октябре Театру им. В. Ф. Комиссаржевской исполнится 70 лет! Этому событию будет посвящен спектакль-концерт.

Театр «Русская антреприза» им. А. Миронова

На 22 декабря в театре намечена премьера «Голого короля» Евгения Шварца. Режиссер – Юрий Цуркану. В спектакле будут заняты артисты петербургских театров: Евгений Баранов, Владимир Крылов, Кристина Кузьмина, Борис Соколов, Инна Волгина, Роман Ушаков, Наталья Парашкина, Вадим Франчук, Андрей Родимов. В роли первого министра – сам художественный руководитель театра, народный артист Рудольф Фурманов.

А также: намечена премьера «Короля в Нью-Йорке» Чарли Чаплина.

Театр «На Литейном»

Первой премьерой сезона станет постановка молодого режиссера Галины Ждановой, уже заслужившей признание профессионалов спектаклями «Марьино поле» и «Ромео и Джульетта». На этот раз внимание Галины Ждановой привлекли легенда и миф о Кармен. Литературной основой спектакля станет известная новелла Проспера Мериме.

А также: режиссер Андрей Сидельников, постановщик спектакля «(Самый) легкий способ бросить курить», готовит для малой сцены премьеру по пьесе Ивана Вырыпаева «Танец “Дели”».

Театр «Мастерская»

В сентябре зрители увидят комедию «Наш Авлабар» по пьесе А. Цагарели «Ханума». Режиссер спектакля – Александр Кладько. В постановке заняты как артисты театра «Мастерская», так и выпускники предыдущего курса Григория Козлова: Янина Бушина, Радик Галиуллин, Валентин Кузнецов и другие. Веселая «Ханума» – редкий гость на петербургской сцене. В ожидании премьеры «ВД» советует пересмотреть запись легендарного спектакля БДТ с Людмилой Макаровой, Владиславом Стржельчиком, Николаем Трофимовым и другими блистательными актерами товстоноговской труппы.

А также: в октябре театр покажет премьеру спектакля для маленьких зрителей «Кошкин дом» по мотивам сказки С. Я. Маршака в постановке Полины Неведомской. В ноябре готовится к выпуску мелодрама Л. Герша «Эти свободные бабочки», над которой работает режиссер Иван Стрелкин.

Художественный руководитель театра «Мастерская» Григорий Козлов репетирует два спектакля: «Тартюф» Ж.-Б. Мольера и «Дни Турбиных» М. А. Булгакова. Премьеры ожидаются весной.

Театр им. Ленсовета

Окончание сезона в театре выдалось довольно нервным: за переговорами режиссера Юрия Бутусова и бывшего главы Комитета по культуре Дмитрия Месхиева, без преувеличения, следил весь город. Надеемся, театралы будут вознаграждены за долготерпение и увидят в этом сезоне шекспировского «Макбета» в постановке знаменитого режиссера.

А также: «Театральный роман» М. А. Булгакова в постановке Игоря Ларина. «Август: графство Осейдж» Трейси Леттса режиссера Петра Шерешевского. «Месяц в деревне» И. С. Тургенева в постановке Евгения Марчелли. На малой сцене новые работы по современным текстам покажут молодые режиссеры Мария Романова и Ксения Митрофанова.

Молодежный театр

Под занавес прошлого сезона Семен Спивак выпустил премьеру спектакля «Идиот. 2012», ставшего дебютом для студентов его актерского курса, и принялся за репетиции пьесы Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани» с молодой примой театра Эмилией Спивак в главной роли.

А также: Лев Шехтман (автор спектаклей «Иов», «Синие розы») готовит спектакль «Абанамат», основанный на цикле рассказов Сергея Довлатова «Наши». В планах театра – обратиться к новеллам Э.-Э. Шмитта (режиссер Сергей Морозов), а также подготовка спектакля по повести японского писателя Ситиро Фукадзавы «Сказ о горе Нараяма» (режиссер Михаил Черняк).

Музыкальные театры

Шереметевский дворец

Капелла, ГМЗ «Царское Село», Шереметевский дворец, Гатчинский дворец

Музыкальная осень в Петербурге стартует традиционным ежегодным Международным фестивалем старинной, средневековой, барочной и классической музыки «Earlymusic», который собирает лучших мировых специалистов-исполнителей старой музыки со всего мира. Фестиваль, в разные годы уже познакомивший петербургскую публику с такими мэтрами, как Густав Леонхардт или Жорди Саваль, в 2012 году привезет еще одного «монстра аутентизма» – бельгийского дирижера Филиппа Херревеге со своим оркестром и хором (кантаты Баха и Букстехуде). Ну, а те, кому «букстехудо» (худо от Букстехуде) и кому хочется чего-то более экзотичного и свежего, смогут посетить концерт Лиу Фанг, исполнительницы на древних китайских инструментах – пипе и гучжен (18 сентября, Шереметевский дворец). Надо сказать, что, хотя это инструменты и древние, они не только не потеряли своего исторического колорита в звучании, но и вполне применимы для отображения современного мироощущения, примером чему может служить хотя бы Концерт для пипы с оркестром (1999) известного китайско-американского композитора Тан Дуня.

Михайловский театр

Конечно, первой запланированной премьерой сезона в Михайловском ожидается опера «Евгений Онегин» в постановке Андрея Жолдака. Но премьера невероятного режиссера непредсказуема и таинственна, как и он сам. А вот о запланированном на декабрь балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева в постановке Начо Дуато, несмотря на то что подробности нового спектакля пока не разглашаются (известно только, что декоратором спектакля будет Джафар Чалаби, осветителем – Брэд Филдс и художником по костюмам – Ангелина Атлагич), уже сейчас можно сказать: не замечено не будет, ибо все, что делает Дуато, – искусство самого высокого качества.

Большой зал Филармонии

В Большом зале филармонии в сентябре пройдут два фортепианных вечера, в которых выступят хорошо известные нашему слушателю, но оттого не менее интересные пианисты. 14 сентября состоится сольный концерт Андраша Шиффа (Венгрия) с программой, состоящей из трех бемольных сонат: ми-бемоль-мажорной Гайдна, 32-й, знаменитой до-минорной Бетховена и еще более знаменитой – си-бемоль-мажорной сонаты Шуберта. Такое сопоставление разных образцов жанра в рамках разных периодов одной эпохи, возможно, позволит слушателю приблизиться ближе к пониманию некой универсальной, но несуществующей модели, которая объединит эти столь разные сонаты, а то, что исполнение будет на высоте, сомневаться не приходится: несмотря на то что одни музыканты и любители музыки критикуют Шиффа за суховатую и, временами, излишне стучащую игру, другие признают его одним из лучших интерпретаторов музыки классического репертуара.

29 сентября (в один день с концертом отечественного «пианистического слонопотама» Дениса Мацуева в Концертном зале Мариинского театра) в филармонии выступит Фредерик Кемпф с программой, включающей сонату № 26 Бетховена, обработку Листа Miserere, Баллады № 3 и № 4 Шопена и «Крейслериану» Шумана. Когда-то, в 1998 году, молодой и, по британским законам, еще несовершеннолетний Фредерик Кемпф получил третью премию на конкурсе Чайковского в Москве, и с тех пор пианист неоднократно посещал крупнейшие российские города, ведь Кемпф, как некогда ван Клиберн, многим обязан конкурсу Чайковского и России, – именно с его победы на этом конкурсе началось триумфальное восхождение по лестнице успеха и международное признание, приведшее пианиста на вершину музыкального Олимпа. И в России к Кемпфу-«второму» (если считать первым великого Вильгельма Кемпфа), так же как и к Клиберну, – отношение особое: как Клиберн некогда становился «Ваней», так и Кемпф в афишах все чаще ласково именуется как «Фредди».

Мариинский театр

В Мариинском театре с 26 по 30 сентября снова дадут все четыре оперы, составляющие тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга». И, хотя это не премьерные показы (спектакли в этой редакции постановки в репертуаре театра с 2009 года), счастливчики, которым удастся попасть на спектакли (а после – просветленными и впечатленными успеть вернуться домой), сумеют не только послушать своих любимых певцов и посмотреть на живого Гергиева, но и наполнятся почти двадцатью часами насыщенной и порабощающей музыки композитора, споры вокруг места которого в искусстве не утихают до сих пор. Вагнер создал особый тип как оперной драматургии, так и оперного вокального интонирования, певцы в его операх, помимо всех своих «стандартных» обязанностей, должны еще обладать недюжинной физической выносливостью – чего стоит хотя бы знаменитый монолог Вотана из «Валькирии», длящийся более двадцати минут (в Мариинской постановке партию Вотана исполнит Алексей Тановицкий), – а также более мощной силой голоса, который должен быть способен перекрыть оркестровое звучание, часто перегруженное любимыми вагнеровскими медными инструментами. Поэтому живое исполнение Вагнера превращается в увлекательный музыкально-спортивный аттракцион, вроде лошадиных скачек, когда не знаешь, хватит ли сил исполнителю доиграть и допеть оперу на том же эмоциональном и техническом уровне, на котором он начал, или не хватит.