Немецкий культурный центр имени Гёте в Санкт-Петербурге и Международное фестивальное агентство Tour de Film представляют программу «Киностудия DEFA: Сделано в ГДР» в рамках кинопроекта «Filmforum Тур».
Весенняя сессия кинопроекта посвящена особому феномену в истории немецкого кино – фильмам киностудии ГДР DEFA. В Санкт-Петербургском университете кино и телевидения откроют программу два показа: 30 марта зрители увидят первый проект студии, снятый сразу после окончания Второй мировой, – фильм «Убийцы среди нас» (1946) с кинодивой Хильдегард Кнеф в главной роли, а 31 марта, – одну из последних лент производства DEFA, «Архитекторы» (1990).
В первый день показа перед фильмом «Убийцы среди нас» будет демонстрироваться документальная короткометражка «Берлин возвращается» (1946). Режиссер Курт Метциг исследует разрушенный и поделенный на четыре сектора Берлин и задается вопросам: «Имеет ли смысл восстанавливать этот город?».
Второй день кинопоказа начнется с документальной короткометражной ленты Йорга Фота «Tuba Wa Duo». Сценарий написал по одноименной пьесе Ханса-Экардта Венцеля. По сюжету два музыканта играют на крыше. Звуки тубы нарушают спокойствие обывателей. Время от времени музыканты выкрикивают абсурдные сообщения и высмеивают официальные лозунги, которые давно себя исчерпали.
Программу «Киностудия DEFA: Сделано в ГДР» представляет куратор и режиссер Александр Марков.
Вход на все кинопоказы свободный.
Киностудия DEFA (Deutsche Film-Aktiengesellschaft) была открыта советским оккупационным правительством в 1946 году на развалинах легендарной студии UFA (Universum Film-Aktiengesellschaft), где в свое время творили великие Фриц Ланг и Фридрих Мурнау. Спустя три года страна была официально разделена на Восток и Запад – на ГДР и ФРГ, и DEFA стала главной киностудией Восточной Германии. Она просуществовала 44 года и закрыла производство в начале 90-х – как раз в тот момент, когда пала Стена, а Германская Демократическая Республика навсегда исчезла с карты мира.
С 1946-го по 1990-й на киностудии DEFA было снято более 700 картин. Долгие годы считалось, что ее главные достижения – пропагандистские фильмы об антифашистах и деятелях компартии Германии, а также популярные в Советском Союзе и других странах соцлагеря «истерны» про Чингачгука с Гойко Митичем.
Новая волна интереса к картинам DEFA появилась в конце 90-х. Выяснилось, что, пока на Западе творили историю немецкого кино Райнер Вернер Фассбиндер, Фолькер Шлендорф, Вим Вендерс и другие известные кинематографисты, за Стеной существовали свои мастера, чьи произведения заслуживают самого пристального внимания киноведов и публики.