Софья Губайдулина

Карьера
Всего фильмов 0
Жанры
София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в городе Чистополе (Татарстан), в русско-татарской семье. Дед ее был муллой, но сама она позднее, в 60-х годах, приняла православие. Училась Софья сначала в Казани, где окончила музыкальную школу, музыкальное училище и консерваторию как пианистка. В 1954-м переехала в Москву, где получила образование как композитор в Московской консерватории и аспирантуре, после чего выбрала путь свободного художника. С 1992-го живет в Германии, в Аппене под Гамбургом. Долгое время остававшаяся неизвестной, внезапно открытая около 1985 года, в начале «перестройки», она сейчас исполняема лучшими музыкантами мира.
В творчестве Губайдулиной переплелись духовные нити, органически связавшие ее с абсолютно разными культурами. При выборе религиозных тем она обращается к таким, которые оказываются общими для всех ветвей христианства - и восточных, и западных: «Аллилуия», «Страсти по Иоанну», «Семь слов Христа» и другим. Созвучной ее мироощущению стала философия экзистенциализма, с ее «невидимостью света в конце туннеля». С этим связано и напряженное внимание к теме Апокалипсиса. Однако утешающей оказалась философия Дао, едино живущего всюду – на небе и на земле.
Особый интерес Губайдулина проявляет к голосам музыкальных инструментов. Наряду с одушевлением скрипки, виолончели, фортепиано, она дает новую жизнь баяну, домре, японскому кото, китайскому чжэну, храмовым ударным, возрождая их сакральность. Пьянящую экспрессию звука Софья любит упорядочивать рационалистическим пифагореизмом - строгой числовой гармонией времени, в которой использует и космическую пропорцию «золотого сечения».
Софья Губайдулина создала свыше ста произведений. К наиболее известным и значительным принадлежат: Десять этюдов (прелюдий) для виолончели соло (1974), De profundis («Из глубины») для баяна соло (1978), In croce («Крест накрест») для виолончели и органа (1979), «Сад радости и печали» для флейты, альта и арфы (1980), Offertorium («Жертвоприношение»), концерт для скрипки с оркестром (1980/82/86), «Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнного оркестра (1982), «Посвящение Марине Цветаевой» для хора а сарреlla на стихи М. Цветаевой (1984), Симфония «Слышу… Умолкло…» (1986), Третий струнный квартет (1987), «Аллилуия» для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветовых проекторов (1990), «Из Часослова», концерт для виолончели, оркестра и мужского хора на стихи Р.М. Рильке (1991), «Танцовщик на канате» для скрипки и фортепиано (1993), «Теперь всегда снега» для камерного хора и камерного ансамбля на стихи Г. Айги (1993), «И: Празднество в разгаре» для виолончели и оркестра (1993), «Висельные песни» на стихи Х. Моргенштерна для сопрано и ансамбля (1996), «Кватернион» для 4 виолончелей (1996), Концерт для альта с оркестром (1996), «Страсти по Иоанну» для солистов, двух хоров и оркестра на русский канонический текст (2000), «Под знаком Скорпиона», концерт для баяна с оркестром (2003).
Губайдулина удостоена высших премий и званий, в том числе: Госпремия России (1992), Премия Империале в Японии (1998), Большой Крест за заслуги в ФРГ (2002). 7 декабря 2006 года она стала лауреатом российской независимой премии «Триумф» - поощрения высших достижений в литературе и искусстве.