Марчелло Мастроянни

Marcello Mastroianni
Марчелло Мастроянни Марчелло Мастроянни
В избранное
Карьера Модель, Режиссер, Роли
Всего фильмов 89
Дата рождения 28 сентября 1924
Дата смерти 19 декабря 1996
Жанры триллер, ужасы, военный, боевик, документальный
Жанры триллер ужасы военный боевик документальный

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое

Великий итальянский актер Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни не делал ничего, чтобы стать звездой. Он не скакал на неукротимых жеребцах, не стрелял равно ловко с обеих рук, не фехтовал, не спасал человечество от врагов разных мастей, видов и подвидов, не покорял космос или просторы вселенной. Правда, он то и дело покорял женщин и пускался в кое-какие аферы, но делал это весьма своеобразным, незвездным образом. Ему вообще если уж и была уготована актерская карьера, то скорее в амплуа комика, чему способствовало и его чувство юмора, притаившееся в глубине лукаво-простодушных и таких грустных глаз, и редкое, граничащее с животным обаяние. Только комиком Мастроянни не стал. Судьба распорядилась иначе.

Родившийся в глухой провинции, о которой слыхом не слыхивали даже самые опытные туристы-италоманы, в Фонтана Лири, Мастроянни сделал карьеру в Риме, а умер в Париже на собственной роскошной вилле. Путь скромного сына плотника к вершинам славы — типичная история «самого себя сделавшего» героя американского кино. Но это только на первый взгляд. Ремесленное училище, труд рабочего, чертежника, строителя и параллельно, как бы ни уставал, — участие в любительских спектаклях, пусть в массовках, лишь бы на сцене. Его замечает сам Лукино Висконти и приглашает в свою труппу. Он был не такой, как все, в жизни, стал и нетипичным экранным героем. Собственно, по одним только названиям картин, главные роли в которых исполнял Мастроянни, можно судить о его амплуа: «Хроника бедных влюбленных», «Сладкая жизнь», «Ночь», «Белые ночи», «Двоеженец», «Брак по-итальянски» и «Развод по-итальянски», «Казанова-70», «Не прикасайся к белой женщине», «Прощай, самец», «Большая жратва», «Сука», «Город женщин». Жуир и бонвиван, иногда с ленцой, походя, нередко с азартом покоряющий женщин, даже тогда, когда ему этого вовсе не хочется делать, — таким стал привычный облик Мастроянни на экране. Он проделал долгий путь от совсем юного соблазнителя в экранизации «Белых ночей» Достоевского, осуществленной Л. Висконти, до стареющего, утомившегося, жалкого Казановы, в феллиниевских «Городе женщин» и «Джинджер и Фред».

Мастроянни как мог сопротивлялся ярлыку латинского любовника, кажется, навсегда закрепившемуся за ним. Он относился к собственным персонажам с откровенной самоиронией, из фильма в фильм пародировал постылый образ блудливого Казановы, что только делало его игру более многогранной и искусной. Но никто не верил ему, ни режиссеры, ни зрители. Даже собственная жена, актриса Флора Карабелла, с которой он прожил без году полвека, не доверяла мужу и, придерживаясь старой испытанной в отношении мужей-ловеласов политики, водила его на длинном поводке. Мудрая политика супруги не принесла им счастья. В Флоре Мастроянни видел «лучшую из женщин, умного друга», но не ту самую — единственную. Любовь своей жизни Мастроянни нашел во Франции. Ею стала Катрин Денев. Но даже общий ребенок, рожденная Денев дочь Кьяра Мастроянни, не заставил вечного Казанову разрушить свой брак. Он и на экране всегда был немного нерешителен… Достаточно вспомнить центральный образ, созданный Мастроянни, — Гуидо Ансельми из «8 1/2» Феллини, режиссера, который никак не может заставить себя приступить к съемкам фильма.

Мастроянни был идеальным актером. Недаром с ним работали лучшие мастера: Висконти и Феллини, Феррери и Скола, Ангелопулос, Монничели, братья Тавиани, Де Сика, Олтман, Михалков.

Снявшись более чем в 160 фильмах, Мастроянни, конечно, прожил на экране куда больше трех жизней. Его персонажи почти всегда были интеллектуалами, будь то писатели и журналисты («Сладкая жизнь», «Ночь», «Белые ночи», «Терраса», «Шкура»), поверженный правитель («Последний Лев») или аристократ («Аллонзанфан»).

Мастроянни никогда не был кумиром молодежи. Для того чтобы оценить его героев и игру, построенную на полутонах, нюансах и подтексте, нужен был определенный интеллектуальный и жизненный опыт. Как личный — каждого зрителя, так и человеческий — всей мировой аудитории в целом. Похоже, Мастроянни опередил свое время. И наше тоже. А его — еще придет. И где-то «там, за облаками» (так назывался последний фильм актера), лукаво прищурившись, ждет Мастроянни, когда вновь взойдет его звезда...

фильмы с Марчелло Мастроянни