Эймунтас Някрошюс

Эймунтас Някрошюс Эймунтас Някрошюс
В избранное
Карьера Режиссер, Режиссер-постановщик, Роли
Всего фильмов 15
Дата рождения 21 ноября 1952
Жанры исторический, драма, опера
Жанры исторический драма опера

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое

Литовский театральный режиссер, основатель театра «Менофортас».

Эймунтас Някрошюс родился и вырос в крестьянской семье, в Жемайтии, на хуторе Шилува. Там он провел первые восемнадцать лет свой жизни. Затем Някрошюс поступил в Вильнюсскую государственную Консерваторию на курс Д.Тамулявичуте и В.Чибираса, через год приехал в Москву, где поступил на режиссерское отделение ГИТИСа к А.А.Гончарову.

Режиссер работал в Драматическом театре Каунаса, затем — в Вильнюсском Молодежном театре (1978–1992), основанном в 1966 как первый нонконформистский театр послевоенной Литвы. Своим первым учителем считает главного режиссера этого театра Д.Тамулявичуте, у которой работал в 1977–1992. В Молодежном театре сформировался стиль и метод Някрошюса, там он выпустил спектакли, прославившие и его, и театр. Дипломной работой Някрошюса стал «Вкус меда» Ш.Дилени. Затем поставил ставшие знаменитыми спектакли «Квадрат», «И дольше века длится день», «Дядя Ваня», «Иванов» и др.

Някрошюс создал театр самобытной сценической метафоры, в котором обходится минимумом текста и актеров, а главную роль в спектакле играют оформление, светорежиссура, музыка, пластическое решение. Так рождаются спектакли-притчи, в которых режиссер демонстрирует виртуозное владение сценическим пространством, ритмами, объемом, звуком.

Фирменный знак его театра — стихии огня и воды, это живой огонь, белый дождь (из сахара, муки, песка). Вечно актуальные Пушкин, Гоголь, Айтматов и, в особенности, Чехов и Шекспир стали основным драматургическим материалом Някрошюса. Тетралогия из чеховских спектаклей и трилогия из спектаклей Шекспира — главное его создание.

В 1994–1998 режиссер сотрудничал с театром при вильнюсском международном фестивале «Лайф», где поставил «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. В 1995 он выпустил «Трех сестер» А.Чехова, они были показаны на втором Чеховском фестивале в 1996. Метафоричность этого спектакля многими была воспринята как реакция на распад СССР: в нем читалось разрушение дома-империи, уход чужой армии, возникновение на развалинах дома трех автономных домиков, поэтому критики обвиняли режиссера в вольном толковании Чехова, в навязчивости символов.

В 1997 состоялась этапная для Някрошюса постановка «Гамлета», в главной роли выступил рок-певец А.Мамованатас, подросток в вытянутом свитере с панковским ежиком и серьгой в ухе. У Някрошюса получился шокирующий триллер о пире смерти, о жестоком промороженном времени, о предательстве и бескрайнем одиночестве, где нет места любви. Ледяной дождь, падающий на Гамлета — главная метафора спектакля. В 1999 Някрошюс поставил «Макбет», но уже в другом театре «Менофортас» (в 2000 г. театр принят в Союз театров Европы). Спекаткль получил приз за лучший зарубежный спектакль на фестивале «Золотая маска»).

За спектакль «Отелло», показанный на Всемирной театральной олимпиаде в Москве, Някрошюс получил приз критики фестиваля «Балтийский дом», ежегодную Международную театральную премию Станиславского «За вклад в развитие мирового театра»).

В 2003 состоялась премьера «Вишневого сада» А.П.Чехова. Антреприза с русскими актерами представляет собой шестичасовое действо, подготовленное за весьма краткий репетиционный период. Это первая работа Някрошюса в России, он никогда ранее не работал с русскими актерами (Л.Максакова, Е.Миронов, В.Ильин, А.Петренко).

Постановкой «Вишневого сада» Някрошюс завершил свой чеховский цикл, а новой версией рок-оперы «Ромео и Джульетты» — литовскую Шекспириану. В 2002 вернулся к Шекспиру в опере, поставив во флорентийском театре Коммунале оперу Дж.Верди «Макбет». Это первая работа режиссера в опере.

Режиссер верен себе, своему творческому методу. «Я всегда ставлю одну и ту же пьесу, только слова разные», — говорит он. С появлением Някрошюса литовский метафорический театр признан классикой мирового театра.

«Азарт уходит, и доказывать уже ничего не хочется. Поначалу боишься сделать следующий спектакль хуже предыдущего, разочаровать. Потом понимаешь, что надо жить днем сегодняшним, не загадывая вперед. Надо ценить эту ежедневную жизнь. Кроме того, я не считаю режиссуру особо фундаментальной или значительной. Она вообще будто и не профессия вовсе. Мы всего лишь „переводчики“ текстов на язык сцены — ни больше ни меньше. Думаю, что режиссеры заняли чересчур важное место в искусстве и это, наверное, неправильно. Все-таки настоящие творцы — в литературе, живописи, музыке. А мы только делаем из всего этого миксы».

Някрошюс — Лауреат многих национальных и международных театральных фестивалей, лауреат Государственной Премии Литовской ССР (1983), Государственной Премии СССР (1987), Государственной Премии РФ (1999), национальной премии «Золотая Маска», международной премии Союза театров Европы «Новая театральная реальность в Европе» (1991). В 1992 признан лучшим режиссером Европы Союзом театров Европы.

фильмы с Эймунтас Някрошюс