Малый театр

Моя оценка

Государственный академический Малый театр, один из старейших в России.

Труппа Малого театра была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в стране. На основе университетского театра был создан драматический Большой Петровский театр в Москве. Репертуар состоял из лучших произведений русской и мировой литературы авторов: Фонвизина, Крылова. В начале царствования императора Александра I труппа пополнялась актёрами крепостных театров. В 1803 году произошло разделение трупп на оперную на драматическую. Чуть позже архитектор Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название — Малый театр. Название«малый», как и находившийся рядом «большой» театр (для оперных и балетных постановок), поначалу обозначало лишь их сравнительные размеры.

Один из важных периодов в истории развития Малого театра связан с именем Петра Мочалова. Этот великий трагик стал выразителем времени надежд и разочарований русского общества 1820—1840 гг., противоречивой эпохи императора Александра I. Мочалову, актеру-плебею, по выражению воспевшего его критика Белинского, удалось преодолеть каноны прежнего стиля, выраженного эстетикой классицизма. Вместо декламации и торжественной позы, актёр привнес на сцену «лаву горячей страсти и жесты, поражающие страданием и болью». В 1822 в труппу пришёл уже известный по провинциальным антрепризам бывший крепостной актёр Михаил Щепкин. «Он первым создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре», — сказал о Щепкине Герцен.

Репертуар Малого театра был обширен: от классических драм до легких водевилей. «Еще при жизни Малый создал сценические версии трех произведений поэта: «Руслана и Людмилы», «Бахчисарайского фонтана» и «Цыган». Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям и . В Малом театре впервые в Москве была полностью показана комедия «Горе от ума». Эта постановка оказалась значимым этапом в истории театра — он стал рупором новых общественных идей. Чуть позже здесь показали «Ревизора», «Мертвых душ», «Женитьбу» и «Игроков» .

Для Малого театра писали многие другие авторы. Но особое значение для Малого театра имел Островский . Его пьесы принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского». Реформаторские театральные позиции Островского — бытописательство, отход от пафосности, важность всего ансамбля актёров, а не единого главного героя — приводили к конфликтам с приверженцами прежних традиций. И тем не менее все его 48 пьес были поставлены на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар. Островский сам неоднократно участвовал в репетициях, дружил с актёрами, а некоторые его пьесы были сочинены специально на определенных исполнителей Малого театра, по их просьбам, для их бенефисов. Малый театр стал домом для выдающихся артистов своего времени, — Садовского, Васильева, Рассказова, Ермоловой, Яблочкиной...

На рубеже XIX—XX вв. страна переживала тяжелый кризис, он затронул и театральную жизнь. Повсеместно вырастали новые театральные эстетики (новые театральные реформы принесли , Немирович-Данченко, ). Новые художественные веяния напрочь отрицали академичность и старые традиции. Но Малый театр оставался верен своим традициям. В 1918 при театре открывается театральная школа (с 1938 — Высшее театральное училище им. Щепкина, с 1943 — ВУЗ), а в 1919 Малому театру присвоено звание академического.

Репертуар театра 1930—1940 гг. в основном состоял из возвращения к классике, ставились пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского. В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал. В разные годы театром руководили: Южин, Судаков, Садовский, Зубов и другие. С 1988 года художественный руководитель театра — Юрий Соломин.

Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью традициям и опирается на опыт предшественников. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Малый театр много и часто гастролирует — за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны.

Отправить другу

Малый театр - адрес на карте

Малый театр — Фотографии

Отзывы о «Малый театр»

1 5 4,5 Оценки пользователей  4,5 из 4 оценок.
Анна Коломиец 22 октября 2017, 03:14
Самый лучший театр Москвы. Постановки великолепные. Актеры играют с огромной отдачей! Хожу в театр уже 3 год. Спектакли всегда на высшем уровне.

Николя 11 декабря 2011, 03:54
Театр супер, классика вечна!!!

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Еще лучше спектакли в Москве

6 марта (ср) | 19:00 | Театр имени Моссовета, МХТ им. А. П. Чехова, драма 6 марта (ср) | 19:00

Душераздирающая исповедь спивающегося музыканта в исполнении Хабенского.

22 февраля (пт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

3 марта (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 3 марта (вс) | 19:00

Спектакль о сущности актерской профессии. В главных ролях Владимир Андреев и Валентин Гафт.

22 февраля (пт) | 19:00 | Et Cetera, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Саунд-драма о неизбывной русской тоске.

Премьера

24 февраля (вс) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 24 февраля (вс) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

27 февраля (ср) | 19:00 | Большой театр, балет 27 февраля (ср) | 19:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

13 марта (ср) | 19:00 | Большой театр, опера 13 марта (ср) | 19:00

Редкая опера Генделя в режиссуре самого радикального оперного режиссера планеты Кэти Митчелл.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

14 марта (чт) | 20:00 | Театр наций, драма 14 марта (чт) | 20:00

Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.

22 февраля (пт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 22 февраля (пт) | 20:00

Чулпан Хаматова и Инга Оболдина в хореографической фантазии про женщин.

2 марта (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 2 марта (сб) | 20:00

Мольер в переводе Дмитрия Быкова со звездами «Гоголь-центра» в главных ролях.