Пермский театр «У Моста»

Пермский театр «У Моста»

Отзывы о «Пермский театр «У Моста»»

Ещё 124 отзыва
Ольга Ольга 6 апреля, 08:43

Первоначально пермский театр «Мост» получил свое имя благодаря соседству с Камским мостом, но постепенно словосочетание “Театр «У Моста»” становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова являются, по сути, мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным.

Коньком театра является принцип полного погружения в натуру, так репетиции спектакля по рассказу грузинского автора Давида Клдиашвили проходили, конечно в Грузии или как минимум под грузинское вино. По свидетельству Сергея Федотова, основателя и бессменного с 1988 года режиссёра театра, репетиционный процесс спектакля «Головлевы» застрял и прорыв случился, когда репетицию провели ночью недалеко от кладбища ))

Мне посчастливилось попасть на редкие московские гастроли театра и увидеть шедевр – спектакль «Мачеха Саманишвили»

Из зимней Москвы спектакль переносит нас в имеретинскую деревню с резными верандами старых домов. И все здесь по настоящему, грузинская еда на столе – настоящая, ну может быть кроме крепкой чачи ))

Столь же ярки и самобытны обитатели этой деревни – в исполнении русских актёров, но с каким-то фирменно грузинским даже не акцентом, а манерой речи. Семья Саманишвили – это молодой, ответственный и тревожный Платон, его жена мудрая Мелано с новорождённой дочкой в колыбельке да Бекинэ, суровый отец Платона, только что схоронивший жену, и давший обет – поставить ограду на ее могиле, а потом снова жениться. Решение это приводит в ужас все семейство и они решают действовать….Ну, и ещё корова, которая телиться не желает, зато ближе к концу станет важным символом.

Дальше появляются и другие персонажи. Например, вздорная родня Аристо из стоящей ниже по горам богатой деревни Квантурети. А выход старух. приглашенных в дом как потенциальных невест, это отдельный комедийный номер. Кордебалет с клюками, шамкающими зубами и повязками на глазах очень гармонично и пластично движется по сцене, срывая бурные овации.
И, конечно, Елинэ, та самая мачеха, главная героиня спектакля, нелегкая судьба которой, вызывает массу сопереживания.

Поначалу зрелище на сцене просто забавное. Местами кажущееся нелепым. Но в том и мистика «У моста», что сам не замечаешь, как маленькие кусочки складываются в цельную картину, и вот из шуток и прибауток неожиданно пробивается катарсис и комедия приобретает глубоко философский смысл о
о том, как важно всему на свете обрести своё место. Или – в очень лиричную, до слёз трогательную историю о том, как два одиноких сердца долгую жизнь прожили, не зная, что ищут друг друга, но на склоне лет – нашли.

Одним словом два часа вы переноситесь в солнечную Грузию и в очередной раз влюбляетесь в эту страну и ее жителей.

Ольга Ольга 6 апреля, 08:43

Первоначально пермский театр «Мост» получил свое имя благодаря соседству с Камским мостом, но постепенно словосочетание “Театр «У Моста»” становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова являются, по сути, мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным.

Коньком театра является принцип полного погружения в натуру, так репетиции спектакля по рассказу грузинского автора Давида Клдиашвили проходили, конечно в Грузии или как минимум под грузинское вино. По свидетельству Сергея Федотова, основателя и бессменного с 1988 года режиссёра театра, репетиционный процесс спектакля «Головлевы» застрял и прорыв случился, когда репетицию провели ночью недалеко от кладбища ))

Мне посчастливилось попасть на редкие московские гастроли театра и увидеть шедевр – спектакль «Мачеха Саманишвили»

Из зимней Москвы спектакль переносит нас в имеретинскую деревню с резными верандами старых домов. И все здесь по настоящему, грузинская еда на столе – настоящая, ну может быть кроме крепкой чачи ))

Столь же ярки и самобытны обитатели этой деревни – в исполнении русских актёров, но с каким-то фирменно грузинским даже не акцентом, а манерой речи. Семья Саманишвили – это молодой, ответственный и тревожный Платон, его жена мудрая Мелано с новорождённой дочкой в колыбельке да Бекинэ, суровый отец Платона, только что схоронивший жену, и давший обет – поставить ограду на ее могиле, а потом снова жениться. Решение это приводит в ужас все семейство и они решают действовать….Ну, и ещё корова, которая телиться не желает, зато ближе к концу станет важным символом.

Дальше появляются и другие персонажи. Например, вздорная родня Аристо из стоящей ниже по горам богатой деревни Квантурети. А выход старух. приглашенных в дом как потенциальных невест, это отдельный комедийный номер. Кордебалет с клюками, шамкающими зубами и повязками на глазах очень гармонично и пластично движется по сцене, срывая бурные овации.
И, конечно, Елинэ, та самая мачеха, главная героиня спектакля, нелегкая судьба которой, вызывает массу сопереживания.

Поначалу зрелище на сцене просто забавное. Местами кажущееся нелепым. Но в том и мистика «У моста», что сам не замечаешь, как маленькие кусочки складываются в цельную картину, и вот из шуток и прибауток неожиданно пробивается катарсис и комедия приобретает глубоко философский смысл о
о том, как важно всему на свете обрести своё место. Или – в очень лиричную, до слёз трогательную историю о том, как два одиноких сердца долгую жизнь прожили, не зная, что ищут друг друга, но на склоне лет – нашли.

Одним словом два часа вы переноситесь в солнечную Грузию и в очередной раз влюбляетесь в эту страну и ее жителей.

Татьяна Татьяна 2 апреля, 02:34

История жизни Иудушки, который своей жадностью и лицемерием уничтожил всю свою семью, и остался один как перст, никому не нужный и никем не любимый, приобретает в спектакле масштабы шекспировской трагедии. По роману, Порфирий только к концу жизни начинает раскаиваться и несет жестокое наказание – замерзает насмерть, отправившись зимней ночью на могилу к проклявшей его матери. В финале театральной постановки вся многочисленная родня, давно покинувшая этот свет, приходит в гости к Иудушке, и ясно, что этот визит ничем хорошим закончиться не может. Но в то же время Иудушку жаль, как любого человека, который собственными руками превращает свою жизнь в ад.

Спасибо режиссеру Сергею Федотову и театру "У Моста" за смелость мысли и за прекрасное воплощение замысла! И еще хочется упомянуть имена двух актеров, исполнявших главные роли: Регина Шнигирь (Арина Петровна) и Илья Бабошин (Порфирий). В спектакле все актеры хороши – но они особенно!

Ольга Сорокина 29 марта, 12:31

Классика должна ставиться как классика - кредо режиссёра Пермского театра "У Моста" Сергея Федотова.
Стараюсь по возможности бывать на спектаклях этого театра, который регулярно приезжает в Москву с короткими гастролями
Здесь, всё происходящее на сцене - реальность.
На этот раз посмотрела спектакль "Головлёвы"
Вот и в этот раз. С первых минут спектакля пространство трансформировалось, явив моему зрительскому взору середину 19-го века.
Усадьба богатой помещицы Арины Петровны Головлёвой (Регина Шнигирь). И чем же занята хозяйка? Размышляет о своих уже выпорхнувших из родительского дома и заживших своей жизнью детях. Размышляет, кто же станет ей в старости надеждой и опорой.
Лично мне уже в этот момент стало грустно и тягостно, нет, скорее, даже тошно от происходящего, таким холодом веяло от её слов. Дальше больше.

Вот является домой старший сын Степан (Артём Пицык), промотавший дом в Москве. Кается, просит простить и приютить. Мать выделяет ему "угол в конторке", кормит "чем Бог послал", чуть ли не отбросами. Это богатая помещица-то? Степан в порыве отчаяния делится своим "житьём-бытьём" с братьями, но те либо бессильны, либо не желают ничего изменить. Мать - глыба, которую им не сокрушить.
Старший сын такую жизнь выдерживает недолго, скоропостижно умирает.
С этого момента, если зритель и предпринимает попытки найти причины произошедшему, то Сергей Федотов не даёт ему опомниться. Маховик запущен, несчастия и смерти следуют одна за другой. Вот и средний сын Павел (Алексей Улановский) на ладан дышит.
В дом, как коршун, почуявший лёгкую добычу, является младший сын Порфирий (Илья Бабошин), оправдывая прозвище "Иудушка", ведь единственно ценным для него является богатство и его приращение любыми способами.

И снова точный, хоть и точечный акцент на матери. Павел слёзно просит не пускать к нему младшего брата, однако мать даже со стула не встаёт, чтоб этому помешать.
И дальше тяжёлая сцена, максимально раскрывающая характер Порфирия. Психологическое насилие под маской любви и заботы к брату.
Вообще, Порфирий, конечно, центральная фигура этой чёрной воронки, засасывающей и поглощающей род Головлёвых. Именно вокруг него один за другим гибнут все. Братья, сыновья. И логично бы подумать, что он и есть причина всех бед. О, как блестяще играет его Илья Бабошин! Льстивый, мерзкий, безжалостно хладнокровный.

НО судьба внучек, бывших на попечении старшей из Головлёвых и вроде бы вырвавшихся из рокового круга, заставляет усомниться. Первопричина не в Иудушке, он лишь гипертрофированная копия человека, породившего его - Арины Петровны Головлёвой.
Конечно, прежде всего гениален сам автор романа - Михаил Салтыков-Щедрин. Но и подача его в театре "У Моста" выше всяких похвал!
И все эти призрачные молчаливые души умерших, не оставляющие в покое живых - сильно. Завораживающе красиво.

И в очередной раз поражает своей игрой Регина Шнигирь. Насколько мощным получился у неё образ старухи помещицы, насколько явной и больной череда ежедневных психологических травм, наносимых походя, словно играючи.
И сразу понятно, почему Степан промотал всё, едва получив свободу. Почему Павел пристрастился к выпивке и зачах в расцвете лет.
Почему Порфирий оказался таким монстром, не способным на сочувствие даже к собственным детям.

Рыба гниёт с головы. А головой в этом семействе явно была Арина Петровна, от тирании которой страдал даже муж, не то, что все остальные.
Конечно, вместить роман с таким количеством героев и деталей в спектакль весьма непростая задача.
Но в Пермском театре "У Моста" с этим справились. И как всегда на отлично.

Elena Zi 28 марта, 04:26

В середине марта Пермский театр «У Моста» вновь порадовал жителей Москвы своими прекрасными спектаклями: "Женитьба. Фантасмагория", "Мачеха Саманишвили" и "Головлевы". Мне посчастливилось посмотреть трагикомедию под названием "Головлевы", созданную по роману М.Е. Салтыкова - Щедрина. Режиссером постановки и основателем театра является Сергей Федотов. Перед началом спектакля, по уже сложившейся традиции, он вышел на сцену, чтобы поприветствовать зрителя и поблагодарить за самый теплый приём и подарки.

Роман я читала около трех лет назад, видела спектакль в Нижнетагильском драматическом театре имени Д. Н. Мамина-Сибиряка. Постановка произвела на меня огромное впечатление. Увидев афишу с приглашением на спектакль от театра "У моста" я не смогла удержаться от такого предложения. Было очень интересно как Сергей Федотов воплотит идею гениального романа на сцене. Ни для кого не секрет, что просматривая работы этого режиссера, ты словно переносишься во времени и вместе с героями проживаешь какие-то самые важные и нужные моменты жизни. А самое главное, что спектакли от пермского театра самые народные и максимально приближены к действительности без лишних "подкрашиваний". Поэтому москвичи с нетерпением ждут гастроли Пермского театра «У Моста» .

"Головлевы" - это философский и очень мудрый роман о судьбе семьи помещиков и о непростых взаимоотношениях между матерью и ее детьми, которые в итоге уничтожат весь род семьи помещиков Головлевых. Также в романе хорошо раскрываются такие человеческие пороки, как вранье, праздность, лень и жадность. Давно известно, что дети - это отражение родителей, и мы прослеживаем на примере нашей героини как занимаясь большей частью жизни приумножением семейного капитала, мать теряет духовную и физическую связь со своими детьми. И в итоге получает от своего среднего сына загадочного Иудушки, полное непонимание и равнодушие.

Понравилась игра Андрея Воробьева, его хитрый взгляд, много говорит, много молится, при этом трусоват и лицемерит. Мать, Арина Петровна (Марина Шилова) сильная, расчетливая, но абсолютно не умеющая любить своих детей. Глядя на эту актрису представляешь себе, что именно так и выглядела крепостная помещица, управляющая своим имением и близкими людьми.
Интересно было наблюдать за сценами, в которых Иудушка видел своих умерших родных. Довольно мрачные, но очень реалистичные декорации смотрелись очень естественно и не перегружали общую картину. Слева на стене был установлен большой иконостас с лампадой, к которому на протяжении всего спектакля обращались наши герои.

Время пролетело не заметно, и я благодарю весь творческий коллектив за бесподобную игру. Теперь с нетерпением жду следующих гастролей, в июле театр планирует показать "Кавказский блог" : "Мачеха Саманишвили", "Ханума" и "Храбрый Назар".

Ия Ия 27 марта, 12:50

«Мачеха Саманишвили» в театре «У Моста»
Эта грузинская трагикомедия Давида Клдиашвили, писателя и дворянина из Кутаиси, ставилась в российском театре один раз (БДТ, СПБ) и фильм сняли в 70-ыхгодах 20 века (надо бы посмотреть), но в театре «У Моста «– своя концепция, не случайно в авторах указаны В. Константинов и Б. Рацер. Трагикомедия нам, зрителям, на счастье в постановке пермского театра стала просто комедией, а неизбежные неловкие моменты из жизни небогатых жителей Имеретии не бросаются в глаза, зато неотразимость грузинской бытовой культуры действует на сто процентов. Зал просто еле дышит от восторга. Тут и песни про любовь поют, и лезгинку танцуют несколько раз, это ли не радость и отдохновение? Интересно, что аплодируют охотно как ансамблю древних старушек, так и мужчинам местного села , а вот жадным и злобным родственникам благонравной мачехи – нет.
Это так мило.
Еще в спектакле показывают красивое: симпатичная корова на сцене, вино льется в стаканчики по любому случаю, а на заднике сцены – зеленые горы жиыописной страны. Шутки может и незатейливы, зато остры, легки и необидны. Постепенно сердце заполняется любовью, а мысли надеждой на лучшее, с каждым поворотом сюжета.
Итак. глава семьи по имени Бекинэ похоронил жену, и в процессе благоустройства ее могилки подумывает о себе – не жениться ли снова, ибо жена в Имеретии– полезная фигура в хозяйстве. Дети и внуки так не радуют, они сами по себе, а Бекинэ хочет и блюда вовремя поданные, и вино по первому запросу налитое, и ласка всегда готовая, и беседа на ночь. Играет Бекинэ харизматичный актер – Владимир Ильин, мужчина по всем завидный.
И вот добрые друзья –соседи и дети Бекинэ стараются устроить судьбу отца безопасно для себя: веселый игроман за корову готов сделать хорошеет дело - украсть свою мачеху, которая находится в фактическом рабстве у братьев, при том что деваться ей, бедняжке, было некуда. Мачеха при этом – золото, и готовит лобио волшебно, и за детьми присматривает как никто, и вежливая, и возраст для детей Бекинэ подходящий, не сможет соперников на наследство родить. Нам, зрителям, тоже мачеха Элинэ нравится, такая симпатичная и терпеливая. Переживаем, чтоб из злого дома ее забрали и в добрый занесли. Что и проделано было. А далее там вообще сплошные чудеса случились с Элинэ , которую играет замечательная Регина Шнигирь. Получает эта мачеха все, что душе надобно - за ее нрав, правильно воспитанный да мудро организованное поведение, наверняка («Женщина подавать должна!»)
Скажем – ура! и с приятными чувствами домой. Это был беззаботный и лиричный вечер, дай Бог каждому.

inessa 27 марта, 12:15

«Мачеха Саманишвили», Пермский театр «У Моста»

В эти гастроли моего любимого Пермского театра «У Моста» я побывала на нетипичном для этого мистического театра спектакле: искрометной грузинской комедии «Мачеха Саманишвили». Впрочем, почему нетипичном? Ведь традиционные туман, страшные сны и немного атмосферы хоррора были даже тут 😊

Действие происходит в небольшой деревушке в Имеретии: здесь и родственники, и соседи живут дружно, как одна большая семья. И вот, почтенный отец семейства Бекинэ (Владимир Ильин) на старости лет задумал … жениться. Конечно, его дети, зять и невестка, переполошились: а вдруг, молодая жена отберет все наследство? А если еще и ребенок родится… На семейном совете было решено женить Бекинэ на старухе, старше него, которая уже на краю могилы. Но тот взбунтовался. А тут и сосед Аристо (Василий Скиданов) подал идею: есть у него мачеха, уже пожилая бездетная женщина, дважды вдова…

Для меня «Мачеха Саманишвили» - это скорее притча, в которой есть место и юмору, и преувеличенно ярким героям-злодеям, таким, как братья Аристо и их жены, не выпускающие хозяйственную мачеху за порог, и истинной любви, и сложному выбору, и принятию, и даже настоящему чуду.

Все герои очень колоритны: просто невероятно, как точно удалось артистам сыграть жителей кавказской деревеньки! Очень сложно выделить, кто понравился больше всего – но самыми забавными, несомненно, была группа старушек-невест Бекинэ, которых заботливо «подогнал» ему его зять. А ведь они тоже хотели для себя счастья! А еще, имели место быть и национальные танцы, тоже отлично исполненные.
Ну и, конечно, настоящая «звезда» этого спектакля – Регина Шнигирь в роли мачехи Элене. Этой актрисе вообще фантастически даются перевоплощения в пожилых женщин. А тут героиня просто великолепная: красивая, мудрая, талантливая и умеющая абсолютно все.

Да и сами декорации – словно реальный уголок Грузии на сцене. Даже плетеный забор воспроизвели! Кстати, удивительно, но уже на следующий день практически те же декорации выглядели уже совершенно аутентично «в роли» дворянского дома в «Головлевых».

Спектакль оставляет невероятное ощущение теплоты еще долгое время: словно реально побывал в теплой, солнечной Грузии и зарядился позитивом от ее жителей. Самое то для хорошего настроения: и посмеяться, и о ценности жизни задуматься.

Пермский театр "У Моста" часто приезжает в Москву. В иные года приезжает два, а то и три раза, а интерес у московских зрителей к этому театру с каждыми гастролями только возрастает и возрастает. Я познакомилась театром "У Моста" лет шесть назад и с тех пор в каждый их приезд смотрю хотя бы один спектакль. На этот раз это были "Головлевы".
Меня всегда восхищает сценография, которую создает для своих постановок основатель, режиссер и художественный руководитель театра "У Моста" Сергей Федотов. Он презирает занавес, и зрители, уже при входе в зал, начинают проникаться духом будущего действа. Федотов всегда точен в мелочах, для него важны мелочи, которые может быть и не каждый зритель разглядит, но разглядевшие проваливаются в действие как в омут.
Спектакль "Головлевы" накрыл меня с первой секунды. Не потребовалось никакого врастания, притирки: просто бух - и я в другой реальности, полностью в селе Головлево.
Сергей Федотов, как опытный коллекционер собирает в своем театре яркие и необычные актерские таланты, но среди них ослепительно сверкает бриллиант невероятной величины - это Регина Шнигирь. Созданный ею образ Арины Петровны Головлевой на столько выразителен, точен и силен, что именно Арина Петровна, а отнюдь не ее младший сын Порфирий - он же Иудушка, становится главной героиней спектакля. Все действие закручено вокруг нее, и в те немногочисленные моменты, когда Регина Шнигирь уходит за кулисы, кажется, что сцена пустеет, кажется что гаснет самый яркий софит.
Конечно и все другие образы, созданные талантливыми актерами театра "У Моста" точны и выразительны, но и Иудушка (Илья Бабошин), и Артем Пицык и Алексей Улановский в ролях старшего и среднего сыновей Арины Петровны, и актеры, исполняющие роли ее внуков и внучек, да и все остальные, воспринимаются как свита, играющая короля - впрочем в этот раз королеву.
Регина Шнигирь создала образ невероятной психологической и духовной глубины. Властная, энергичная и практичная Арина Петровна помыкает своими домашними, мужем и детьми. Она тиранила всех своих детей и у всех судьба сложилась трагически. Все ее дети и внуки глубоко несчастны, как бывают несчастны люди, недополучившие в детстве родительской любви. Головлево становится для них тюрьмой, побег из которой невозможен, спастись можно только умерев. Все ее дети умирают в полной заброшенности, одиночестве и тоске: они спиваются, сходят с ума, накладывают на себя руки. Нехватка любви искалечила им жизнь, но каждому - по-своему.
Но жизнь любит применять к нам эффект бумеранга - конец жизни Арина Петровна встретила в нищете и одиночестве, и смерть ее была нелегкой.
Удивительно, но после такого, казалось бы трагического спектакля, выходишь из театра с душой, будто омытой в чистом роднике - такова сила истинного искусства. Таково воздействие настоящего русского классического театра, не искаженного современными течениями, не облагороженного авангардными находками. "Классику надо ставить как классику" - вот главный принцип Сергея Федотова, и громадное количество зрителей, заполняющих залы на спектаклях театра "У Моста", с этим принципом абсолютно согласны.

Юлия Амелькова 26 марта, 12:38

В этот раз гастроли ТЕАТРА У МОСТА из Перми, состоялись в стенах театра им. Гоголя, атмосфера которого, как нельзя лучше подходит для классических спектаклей коллектива, которому в прошлом году исполнилось 35 лет.
Только представьте себе эти шикарные амбарные двери, как ворота в грузинскую деревню,…. раскрываются…. вы слышите аутентичную музыку, которая сразу погружает в атмосферу старой Грузии… Вы оказались в настоящем дворе… реалистичные (от настоящего балкона ажурные детали, привезённые из Грузии), на столе глиняная посуда, пахнет свежими лепёшками и в кувшине настоящее грузинское молодое вино…
Вы заметили, что я часто в потребляю слово НАСТОЯЩИЙ? 😅 Это действительно так…. Всё у театра «У моста» НАСТОЯЩЕЕ!!! Всегда поражаюсь этому! Если кинжалы - острые, если ружья - стреляют порохом, если мертвецы - как с кладбища только 😅, если эмоции - неподкупные/ НАСТОЯЩИЕ!!!
Вот и в этот раз сердце моё открылось навстречу этим прекрасным чувствам и я получила нереальное удовольствие!!!

Андрей Травин 25 марта, 09:56

«Головлёвы» в Москве на сцене Театра им. Гоголя.
Перед началом выступил Сергей Федотов (главреж «У Моста» со стажем постановок более 30 лет) и сказал, что «классику они ставят как классику» и в этот раз им удалось уместить события книги в два с половиной часа.
Я ничего не мог поделать с тем фактом, что мне было хорошо известно это произведение. И поэтому в том числе ожидал узнать, а что же выкинули в порядке уплотнения сюжета?
И первый большой вырезанный блок — роды третьего сына Иудушки (Порфирия) Головлева. Сцена впечатляющая. Но она уже мало что прибавляет к облику Порфирия.
А второй вырезанный блок — это христианский финал романа, в целом социально-психологического. Там в Великий Четверг Порфирий Головлев неожиданно встречает Бога. В нем происходят прозрение и покаяние, и в ночь на Страстную Пятницу он идет холодной весной на могилу матери, но по дороге замерзает до смерти (при очевидном попущении Бога, который забирает его в самый выигрышный момент его жизни). Гуманный и интересный конец, да?

Но технически на сцене это сложно исполнить. И режиссер решил эту проблему так, что спектакль кончается неожиданно: Порфирий говорит: «Считаю, что меня надо простить». И все такие выбегают на сцену — и чтобы простить, и чтобы потом сразу — на поклоны.
Поэтому когда по окончании все кричали «Браво!», я всё же кричал: «Незачет!», хотя мне спектакль очень понравился и не был в тягость все эти три часа (с длинным антрактом).

А еще меня обескураживала актерская подача госпожи Головлевой, маменьки. Актриса играет ее так, что ей можно сочувствовать, понимать... А ведь маменька и есть источник родового проклятия Головлевых. Именно она первоисточник тотальной нелюбви в этой семье. Живет с мужем, которого ненавидит, но не разводится с ним, потому что это грех. Встречает старшего сына в хрестоматийной ситуации Блудного сына, но ведет себя не по притче...
Но на такое виденье каждый режиссер и актер имеют право, конечно.
В целом сильно, умеют, хочу еще.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Пермский театр «У Моста» - адрес на карте