Театр «Июльансамбль» (Мастерская Виктора Рыжакова)
Отзывы о «Театр «Июльансамбль» (Мастерская Виктора Рыжакова)»
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы», театр «Июльансамбль», 09.12.18
Многие читали шекспировского «Гамлета», но многие ли задумывались о судьбе двух молодых людей, Розенкранца и Гильденстерна, которые были так дружны с принцем Датским? А вот британский драматург Том Стоппард (кстати, автор моего любимого «Берега Утопии») задумался и написал прекрасную абсурдистскую трагикомедию «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», представив сюжет «Гамлета» с точки зрения двух его друзей-дворян.
Молодой театр «Июльансамбль» представил свою версию «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в режиссуре Павла Пархоменко. Действие происходило в Боярских палатах на Страстном бульваре – новом модном лофте, где свои работы зрителям представляют молодые режиссеры, дизайнеры и художники. Лучшего места и придумать нельзя. Старинное аскетичное пространство с многочисленными арками и сводами сразу позволяет почувствовать себя в древнем замке. А арки создают впечатление, что актеры появляются из ниоткуда и уходят в никуда, как и предполагается по замыслу пьесы.
Розенкранц (Артем Дубра) и Гильденстерн (Сергей Новосад) появляются перед нами, как будто их действительно вырвали из контекста «Гамлета». Одетые в костюмы «с иголочки», дорогие ботинки и яркие носки, они не помнят того, что было вчера, где они и даже кто они. Они путают имена друг друга, и кажется, что нет разницы, кто из них кто, хотя они очень разные по характеру: задумчивый и рассудительный лидер – Гильденстерн и кажущийся смешливым простачком Розенкранц. Они не могут друг без друга и, кажется, способны существовать только в паре.
За ними, кажется, послали. Герои спешат в Датское королевство, чтобы разведать, действительно ли сошёл с ума их университетский друг Гамлет, и по возможности развлечь его, как наказали Клавдий и Гертруда, король и королева Дании. По пути они встретят пятерых бродячих актеров, во главе с Игроком, который попытается вовлечь друзей в столько популярный в наше время иммерсивный спектакль. В ход пойдут любые средства – и слезливые размышления о нелегкой судьбе артистов, и мольбы дать им денег, чтобы купить хлеба, и демонстрация главного «козыря» - юноши Альфреда в женском платье, которого обычно прячут в железном ящике-сейфе. И вот уже артисты, которые ни разу не выступали перед зрителями, а только перед дикими зверями в лесу, уже едут ко двору играть представление, чтобы развлечь Гамлета.
Гамлет, кстати, совсем не такой, каким его представляешь: это полноватый невысокий мужчина, похожий скорее на бродягу, а вовсе не на принца. Однако, несмотря на кажущееся безумие, он сразу разгадывает, кем были посланы Розенкранц и Гильденстерн и ловко уходит от ответов на все их вопросы.
Великолепны попытки артистов представить пьесу «Сцена отравления короля» в разных жанрах: русского психологического театра, оперетты и экспериментального постдраматического (браво!). Но такие эксперименты не понравятся королю и королеве, и вот уже Розенкранц и Гильденстерн плывут вместе с Гамлетом и труппой артистов в Англию, из документов при них – только объясняющее все письмо, которое необходимо отдать английскому королю. Розенкранц и Гильденстерн – маленькие люди, виною случая попавшие в круговорот политических интриг. Они пытаются рассуждать, высказать свое мнение, но все их начинания разбиваются о приказы власть имущих, и они покорно выполняют чужую волю.
Как и прежде, Гамлет перехитрит былых друзей, подменив письмо королю Англии, где просят казнить его, на письмо-просьбу о казни Розенкранца и Гильденстерна. Друзья предчувствуют злой рок еще в начале пьесы, недаром их так занимают мысли о смерти: каково это – лежать в гробу, или почему актеры умирают так ненатурально?
Возможно, они вот-вот узнают, что такое смерть. Вместе они уходят куда-то в глубь сцены, в никуда. Но мы-то помним, «что Розенкранц и Гильденстерн мертвы», как завещал нам Шекспир.
Смотрел Розенкранц и Гильденштерн в боярских палатах. Отличное место выбрал режиссер, минимум декораций, само помещение лучше любых декораций. Довольно известное произведение Тома Стопарда играется этим коллективом уже не первый год. Артем Дубра и Сергей Новосад играют главных героев и производят отличное впечатление. Яркие, смелые, общаются с залом ну а текст в переводе И. Бродского добавляет особой флер. Режиссер Павел Пархоменко очень классно обыграл зал – светом, музыкой создалось впечатление реального замка. Очень интересная постановка, хочется посмотреть на другие спектакли этого коллектива.
Действие началось не очень динамично, вступление настраивало на диалог, на мыслях. «83…87…91 это фантастика.» Безобидный эксперимент начавшийся не так давно уже сводит сума и заставляет задуматься, задавать вопросы, но пока не нас, вернее и нас, но вопросы другие. Молодые жизнелюбивые юноши, считают себя свободными, но вопросы – «что делать?» и крики – «кто-нибудь» ставят под сомнение. Влиять ни на что не могут, выполняют ТЗ «старшего», а ведь свобода определяется длиной поводка, и у них нет шансов на светлое будущее. Артем Дубра и Сергей Новосад напомнили мне сразу нескольких персонажей из фильмов. Тайлер Дерден и второго не помню, как зовут из Бойцовского клуба, его Нортон играет, схожие метаморфозы происходят с нашими героями.
А само путешествие мне напомнило трип Доктора Гонзо и Рауля Дюка, вот штурмфюрер, вот энтропический театр и бедолага Гамлет рядом, призывает друзей сказать правду. Получился самый убойный коктейль из тех, что я знаю.
Поехавший Гамлет запомнился, этакий Патрик МакМерфи только побезумнее немного и властолюбивый при этом. Отдельно выделить труппу во главе с Алексеем Каманиным. От них шел заряд энергии, перестраивались молниеносно, большая часть юмора шла от этих ребят.
Первое о чем подумал после спектакля это звук и эффекты, связанные с ним, так интересно устроили его, казалось, будто в замке находишься, тут покои короля, а здесь коридор. Актеры выходили три или четыре раза, казалось, звуки выплескивались в коридор, между арками, на лестницу и даже на садовое кольцо.