Спектакль Гамлет

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны

Магический танец на грани фола между «быть или не быть», божественным провидением и человеческой волей.

Режиссер и актеры не гонятся за модой, но современность самовольно врывается в спектакль, преломляя образы в свете тех жестких истин, свидетелями которых становятся зрители XXI века.

 
 

Отправить другу

Отзывы о «Гамлет»

Татьяна 3 апреля, 11:39
При всей своей любви к этому театру трагедии Шекспира в их версиях смотреть побаивалась. В итоге вот решилась.
Комедии Шекспира смотрела здесь все и не по одному разу, а трагедии.. боязно было. Это ж трагедии-претрагедии! Ни йоты шуток! А как же Театр на юго-Западе, да без стёба?... И вот свершилось - я познакомилась с трагедией Шекспира в постановке театра на Юго-Западе.
Очень странные ощущения. Вот сама постановка - восторг! Неожиданность и нестандартность! Трактовка многих персонажей прекрасна - сочетание и классики, и стёба. Такого спектакля "Гамлет" я точно нигде не увижу!
Но вот касаемого самого Гамлета (Максим Лакомкин), всё ну вот гораздо сложнее. Никакой "байровщины", сразу видно - сумасшедший! Если б это был первый Гамлет в моей жизни, вообще б не поняла, почему он герой? Мелочно мечется, быть или не быть мстить или не мстить. Ну, мужик ты али хто? Хочешь наказать - руби, раз уверен. С Офелией тоже как-то некрасиво получилось ("не девушкой ушла" - впервые расслышала, хм..). Вот и получается, что большинство монологов Гамлета воспринимается именно как лепет сумасшедшего, одержимого обвинением с показаний товарища Призрака (товарищ Призрак тоже не очень вызывает доверия, если честно :-)))) ).
Классический Гамлет появляется поближе к концу - дуэль была перкрасна! Но в этом спектакле скорее болезнь Гамлета проступает, нежели его метания. Даже уменьшается и ненависть к Гертруде и Клавдию - вот ведь докопался до людей! Мама личное счастье пытается устроить, а он эгоистично не принимает её избранника. Ну, убил тот своего брата (не доказано, кстати), для того времени - эка невидаль! :-))))) А без шуток, реально не получается сочувствовать Гамлету. Скорее принимаешь сторону двора, считающего его психом. Ну, а от этого и очень существенно меняется восприятие происходящего. Вплоть до того что начинаешь уже "болеть" за Лаэрта как в том анекдоте про Чапаева (а вдруг выплывет?).
Трагедия как-то переходит в фарс. Вместо героя псих, вместо Призрака - родственник Зомби, ну, и остальные под стать. И да обычно именно Гамлет утаскивает на себя всё внимание, а тут лучше разглядела "свиту".
Хочется поподробнее остановится на семействе Полоний и Ко.
Офелия очень понравилась. Любови Ярлыковой безмерно идёт этот образ. В сцене сумасшествия и безгранично трагична, и красива, но при этом абсолютно безумна! Безумна от отчаянья!
непривычно было видеть Максима Драченина в качестве актёра. В последнее время я его больше вижу в роли Маслякова. Но его Лаэрт неожиданно для меня "зеркалит" Гамлета. Просто раньше это так ярко не видела. Мстит за отца не словом, а делом. Ну, тут ещё и сестра, и убийца очевиден (а не с показаний зомби). Но Лаэрт выбирает мстить. Да, способ подсказал Клавдий, но цель-то уже была обозначена чётко. Опять же очень трогательно прозвучал и "диалог умирающих". Два благородных мужа прощают друг друга перед своею кончиной! Вах! Бесконечно пафосно, но всё равно умилительно, как оказалось. В общем Лаэрт и Офелия классические. Что сложно сказать об их папе.
Не, поначалу Полоний (Михаил Белякович) суров и представителен, как настоящий трагический шекспировский злодей. Но потом стремление угодить вышестоящему начальству, ну а также и некие свои семейные прикидки, сделали его несколько смешным. Но всё от усердия! Полоний жёг. В конце реально было жалко птичку! Понимаешь, что событий ещё много, а Полония уже не будет...

Андрей Травин 23 февраля, 10:55
Шекспир создал психологический театр, то есть театр, в котором герои говорят одно, а думают и делают совершенно другое. И это, между прочим, чувствуется в «Гамлете» на Юго-Западе. Потому что хореографические средства хоть и используются, но не на полную катушку. Музыка звучит и даже, пожалуй, играет свою роль, как «Сарабанда» Генделя, но тоже не «выведена на максимум», особенно в переносном смысле.
Поскольку тут психологический театр, то основной инструмент режиссера — игра его актеров. Может быть поэтому спектакль не настолько давит, как их более поздняя постановка «Макбет», когда после антракта было страшно возвращаться в зал.

В наиболее известных отечественных исполнениях (Смоктуновский — Высоцкий — Авилов) Гамлет подавался так, что вызывал сочувствие: отца убили, девица бросила… Хотя в оригинале он — циничная сволочь, изнасиловавший Офелию, хладнокровно боровшийся за власть и даже Полония наверняка убивший не по ошибке, а нарочно.

Но и местная интерпретация имеет свою правду, тем более, что перевод Пастернака по его же собственным словам «надо судить как русское оригинальное драматическое произведение». Поэтому единственный мой упрек — про монолог «Быть или не быть?», который Лакомкиным читается вполголоса. Логику-то можно и под такой вариант подвести. Но я концептуально тут не согласен! С того самого дня как Гамлет заявился в голом виде к Офелии, он понимает, что за ним начинают следить, к нему начинают прислушиваться не только те, к кому он обращается, но и те, кто подслушивают за стенкой. Таким образом, читая монолог про быть или не быть, он обращается к Клавдию, который, как уверен Гамлет, стоит за стенкой и подслушивает. Поэтому Гамлет должен говорить громко, с экспрессией, чтобы Клавдий гарантировано расслышал, что принц всё же решился его убить.

Может быть из-за сдержанной подачи главного текста пьесы самым впечатляющим в спектакле остался для меня монолог Призрака:

Уж близок час,
Когда я должен пламени геенны
Предать себя на муку.
(...)
Так был рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы;
Так был подрезан в цвете грешных дней,
Не причащен и миром не помазан;
Так послан второпях на Страшный Суд
Со всеми преступленьями на шее.
О ужас, ужас, ужас!

Не ужас, а именно ужас, ужас, ужас, потому что то же самое ждет и других действующих лиц пьесы пьес.

Ну то, что смотреть спектакль надо, это понятно...

LTG111 16 февраля, 03:38
Впервые в жизни я побывала в Театре на Юго-Западе в 90-х годах, будучи тогда еще студенткой. Еще был жив Виктор Василевич Авилов, он играл в спектакле «Сон в летнюю ночь», который я тогда смотрела. С тех пор я посмотрела десятки спектаклей в десятках московских театров, но тот спектакль помню до сих пор.
Театр на Юго-Западе отличает интересная режиссура, оригинальные запоминающиеся костюмы, великолепная игра актёров. В этот раз, побывав в театре вторично спустя почти 20 лет, мне посчастливилось увидеть знаменитую постановку «Гамлета» теперь уже покойного талантливейшего режиссёра Валерия Беляковича.
Гениальная трагедия Шекспира, написанная в начале семнадцатого века, трагедия о великом злодействе и предательстве, остаётся актуальной сквозь века. В спектакле Беляковича актёры одеты в специфические костюмы, напоминающие не столько Средневековье, сколько некое фэнтези, что-то из Толкиена: кожаные пальто и штаны с кожаными же лохмотьями и белая сеть, одетая прямо на голое тело. Таким образом рассказываемая история приобретает масштаб не исторической хроники, но мифа, обретая мифическую же эпичность и размах.
На мой взгляд, ключевая фигура в спектакле Беляковича - Призрак отца Гамлета (Скицан Иван Федорович). Призрак специфическим гримом и освещением порождает у зрителя сильнейшее впечатление, напоминая некое жуткое исчадие ада. И, думается мне, это действительно грешник, обречённый попасть в ад: ведь сей скорбный дух, будучи по ту сторону жизни и смерти, думает не о том, чтобы очиститься от земного и приблизиться к Богу, а о мирском – о том, как отомстить своему убийце. Он обрекает своего сына Гамлета (Лакомкин Максим Валерьевич) на месть. Вдумайтесь, ведь у Гамлета нет никакого выбора: любой дворянин, тем более принц королевской крови, по долгу чести обязан мстить за гибель отца.
Таким образом, злодейство Клавдия (Леушин Олег Николаевич) и одержимость местью уже покойного отца Гамлета порождают целую череду насильственных смертей и злодеяний. Гибнет по ошибке Гамлета Полоний (Белякович Михаил Сергеевич), сходит с ума от горя и тонет Офелия (Ярлыкова Любовь Андреевна). С гибелью отца и любимой сестры Лаэрт (Драченин Максим Александрович) тоже становится одержимым местью и гибнет. И наконец, гибнут королева Гертруда (Иванова Ольга Викторовна), Клавдий и сам принц Гамлет. Злодейство, совершенное однажды, будучи непрощенным, растёт в геометрической прогрессии, уничтожая всё на своём пути. В итоговой сцене, будь она показана буквально, мы бы увидели гору трупов.
Но имели ли все эти персонажи выбор? Пожалуй, нет. Выбор имели только отец Гамлета и его брат Клавдий. Первый мог простить брату свою гибель и уйти за это не в ад, а в рай, и таким образом не погубить своего сына и всю свою семью. Второй мог вовсе не совершать злодейства. Остальные же персонажи трагедии уже не имели выбора, послужили марионетками в руках судьбы и двух ключевых фигур, двух мужчин, побывавших датскими королями.
Такой мне увиделась эта пьеса после посещения Театра на Юго-Западе. Быть может, для вас она покажется в каком-то другом свете. Но в любом случае, она стоит просмотра! Уверена, что буду помнить ее через 20 лет, как ту постановку «Сон в летнюю ночь»! Огромное спасибо актёрам и покойному Валерию Романовичу Беляковичу! Это тот редкий случай, когда гениальной пьесе соответствует гениальная постановка!

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Еще лучше спектакли в Москве

5 декабря (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 5 декабря (ср) | 20:00

Выбор редакции

28 ноября (ср) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 28 ноября (ср) | 19:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

22 ноября (чт) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет 22 ноября (чт) | 19:00

Пронзительный балет Джона Ноймайера по мотивам пьесы Чехова.

23 ноября (пт) | 19:00 | Малый театр, комедия 23 ноября (пт) | 19:00

Грандиозный бенефис актера Василия Бочкарева.

18 ноября (вс) | 19:00 | РАМТ, драма 18 ноября (вс) | 19:00

Трагикомедия Марины Брусникиной о проблемах в семье.

23 ноября (пт) | 19:00 | Театр наций, драма 23 ноября (пт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

1 декабря (сб) | 18:00 | Гоголь-центр, драма 1 декабря (сб) | 18:00

Необычный спектакль-игра, ставящий эксперименты со зрительским восприятием.

9 декабря (вс) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 декабря (вс) | 19:00

Довоенные берлинские шлягеры в спектакле с лидером группы «Мегаполис».

18 ноября (вс) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 18 ноября (вс) | 19:00

Нежный спектакль Константина Богомолова по трагикомедии Вуди Аллена.

22 ноября (чт) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 22 ноября (чт) | 19:00

Черная комедия от Дмитрия Крымова и его артистов.

13 ноября (вт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 13 ноября (вт) | 19:00

Бродвейский хит в яркой режиссуре Евгения Писарева.

27 ноября (вт) | 19:00 | Et Cetera, Театр им. Ермоловой, драма 27 ноября (вт) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.