Спектакль Прости нас, Жан-Батист (Журден-Журден)

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны

Спектакль появился в репертуаре Мастерской как плод творческого спора. Начинал работу над комедией Мольера «Мещанин во дворянстве» известный актер и режиссер Вениамин Смехов. Свою версию представления «в стихах и прозах, а также в мимиках и позах» он собирался назвать «Журден-Журден». Но спектакль предстал перед зрителями в трактовке Петра Фоменко под названием «Прости нас, Жан-Батист!». В афише имена создателей соседствуют: Смехов как режиссер и сочинитель, а Фоменко как соучастник-оппонент. 


 Елена Груева, «ВД» 28.02.2006: Перестаравшиеся

Сначала Вениамин Смехов переиначил комедию Мольера «Мещанин во дворянстве», потом Петр Фоменко переиначил постановку Смехова, потом все попросили прощения у автора.

Вениамин Смехов вовсе не первый, кому пришла в голову мысль пересказывать классические сюжеты своими словами. Мастерской Петра Фоменко он предложил парафраз мольеровской истории богатого мещанина Журдена, одержимого жаждой стать дворянином, уверенного, что за деньги можно купить все, даже голубую кровь. Желание освежить восприятие «замыленного» шедевра, посостязаться в остроумии с гением, переложить французский юмор на игру русских слов, - можно гадать, какие еще мотивы побудили известного актера переписать Мольера. Вернее, его перешутить, пересловоблудить, переиграть «в стихах и прозах, в мимиках и позах» как сказано в программке.

В смеховской версии под названием «Журден-Журден» кроме изобилия подобных рифм использован еще и прием театра в театре: то есть актеры играют комедиантов, которые играют персонажей, которые еще кого-то там играют. Получилось довольно путано, не очень свежо, но главное, что для новой комедии не маловажно — у Мольера смешнее.

Расчет был, видимо, на пресловутую легкость «фоменок», способных придать очарование любой затее. Но «фоменки» отнеслись к ней с удивительной серьезностью. Призвав на помощь мэтра – самого Петра Фоменко – они постарались превратить шутку Смехова чуть ли не в трагедию. Журден-то оказывается, в дворяне полез не спеси ради, а от большой любви к прекрасной маркизе Доримене. Это ради нее он учится отличать стихи от прозы, терпит уколы учителя фехтования, сорит деньгами, ссорится с женой и, даже, меняет веру, чтобы породнится с турецким султаном, выдав собственную дочь за его сына.

Страдальца со всей возможной достоверностью играет Владимир Топцов. Однако остальные актеры играют будто в другом спектакле: меняют парики, сыпят бесконечно повторяющимися каламбурами, подмигивают публике, прячут (кто за пазуху, кто за лиф, кто за отворот сапога) кошельки с деньгами, выуженными у Журдена. То вдруг каждый по очереди начинает заворачиваться в специально принесенный ковер, то вдруг кто-то переходит на французский, а кто-то начинает петь. А то все вместе набрасываются на беднягу Журдена-Топцова, заворачивают его с головой в белый балахон, и затягивают петлю на шее. А потом разворачивают полуживого и объявляют, кто на ком жениться на самом деле. А он только удивленно озирается и с еще большим удивлением выворачивает опустевшие карманы. Короче: не то алчный мир стяжателей набросился на душевного человека, не то паяцы пытаются переиграть трагика.

У каждого участника этого противоречивого представления есть талантливо сыгранные мгновения, но все они тонут в мешанине слов и заигранных театральных приемов. К середине спектакля зритель теряет нить интриги, а потом и интерес к происходящему. Кто в этом виноват: «режиссер и сочинитель» (как он назван в программке) Вениамин Смехов или «соучастник» (тоже по программке) Петр Фоменко уже не поймешь. Ясно одно: Мольер ни в чем не виноват. Наверное, именно поэтому свою премьеру в Мастерской назвали «Прости нас, Жан-Батист…». Вдруг и правда простит.

Отправить другу

Отзывы о «Прости нас, Жан-Батист (Журден-Журден)»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

11 декабря (вт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 11 декабря (вт) | 19:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

13 декабря (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 13 декабря (чт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.