Спектакль Иоланта

Оценка редакции
Дата премьеры: 27 апреля 2012

«Иоланта» – последняя опера Петра Чайковского, одно из самых светлых произведений великого композитора. Была написана в 1891 году, через год после «Пиковой дамы». Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в 1892 году.

Согласно либретто, написанному братом композитора Модестом Чайковским, Иоланта – дочь короля Рене, слепая от рождения. Король оберегает ее и делает все, чтобы она не узнала о своем недуге: никто из обитателей замка не говорит ей об этом. Вскоре в королевский сад случайно приходят два рыцаря: Роберт, в детстве обрученный с Иолантой и желающий расторгнуть помолвку, и его друг Водемон. Последний, видя девушку, влюбляется в нее и невольно открывает тайну. Рене приходит в ярость и грозится казнить Водемона, если Иоланта не прозреет. Искренне желая спасти рыцаря, она прозревает. Король благословляет Водемона и Иоланту на брак, расторгнув ее помолвку с Робертом.

В Московском оперном доме действие спектакля развернется в двух залах, которые превратятся в «сад на краю земли». Партию Водемона исполнит Петр Налич, исполнительницы партии Иоланты – Галина Войниченко, солистка хора Большого театра, и Ксения Мусланова, солистка Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. За музыку отвечает живой оркестр из 40 человек под управлением Андрея Рейна.

Украшения для героев «Иоланты» разработаны брендом Swarovski.

МОСКОВСКИЙ ОПЕРНЫЙ ДОМ

МОД станет первым российским частным оперным театром с постоянным репертуаром и площадкой, открытым за последние 100 лет. Одна из его основных целей – популяризация жанра, поэтому спектакли будут представлены в современном формате: променада, иммерсивных и интерактивных постановок. Театр расположится в старинной усадьбе Гончарова-Филипповых. Когда-то она принадлежала деду жены Александра Пушкина Натальи Гончаровой, который был вынужден продать особняк, чтобы расплатиться с многомиллионными карточными долгами. Старинный особняк не подразумевает привычной сцены и зрительного зала: артисты и гости будут находиться в едином пространстве.

Идея сделать свой театр появилась у основателей МОДа после успеха оперы-променад «Пиковая дама». Премьера спектакля прошла в октябре 2017 года, и с тех пор его показали более 270 раз, постановка получила зрительское и профессиональное признание.

«Для нас очень важна независимость. Московский оперный дом существует исключительно за счет спонсоров и вырученных от продажи билетов средств, – рассказывают продюсеры театра Андрей Исповедников и Алексей Лысов. – При этом необходимо выдержать баланс между коммерческим успехом и качеством постановок. Ведь мы имеем дело с самым сложным сценическим жанром – оперой, а значит, обязаны делать все на высшем уровне».

Художественный руководитель Московского оперного дома Александр Легчаков – режиссер, сценарист, актер и музыкант. В 2008 стал автором идеи хип-хоперы «Копы в огне» и исполнителем роли копа Козульски. В 2017 году выпустил оперу-променад «Пиковая дама». В 2019 году представил оперу «Иоланта» на Камерной сцене Большого театра в рамках лаборатории New Opera World.

Вдохновением для создателей Московского оперного дома стала дореволюционная Частная опера Саввы Мамонтова. Ее расцвет пришелся на 1896–1899 годы, когда в театре работал Федор Шаляпин. В 1897 году Мамонтов пригласил в театр молодого Сергея Рахманинова, который впервые выступил здесь как дирижер. Над оформлением спектаклей работали Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Валентин Серов и другие. На сцене Частной оперы состоялись премьеры 13 опер русских композиторов, в том числе «Садко», «Царской невесты» и «Сказки о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова. Впервые московской публике были представлены «Хованщина» Модеста Мусоргского, «Орлеанская дева» Петра Чайковского.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  1. В 1883 году в журнале «Русский вестник» была опубликована повесть Генрика Герца «Дочь короля Рене». Петр Чайковский был очарован произведением и задумал написать оперу на этот сюжет. «Дочь короля Рене – это богатейший для музыки сюжет, способный согреть и вдохновить меня до того, что я не сомневаюсь в успехе», – писал композитор.

  2. За 4 года до премьеры оперы «Иоланта», в 1888 году, «Дочь короля Рене» в обработке писателя Владимира Зотова поставили в Малом театре. Впоследствии версию Зотова взял за основу Модест Чайковский для либретто «Иоланты».

  3. Изначально «Иоланта» – одноактная опера. Во времена Чайковского считалось, что она не может занимать одного театрального вечера, поэтому композитор планировал объединить ее с балетом «Щелкунчик». В этом формате в Мариинском театре в 1892 году прошли премьеры оперы и балета. Чайковский также предложил Сергею Рахманинову давать его первую оперу «Алеко» в один вечер с «Иолантой».
  4. В период работы над «Иолантой» Чайковский увлекался философией Бенедикта Спинозы, которая привлекала композитора своей любовью к человеку. Многие исследователи прослеживают связь между некоторыми идеями философа и словами героев оперы.
  5. В середине XIX века русский оперный театр отставал от драматического. Русская оперная школа только набирала силы, а императорский двор, которому принадлежали главные оперные театры, поддерживал исключительно итальянскую оперу. В последней трети XIX века русская опера стала сложившимся феноменом. Немаловажную роль в этом сыграли частные оперные антрепризы.

Отзывы о «Иоланта»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Актеры «Иоланта»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / опера