Спектакль Сильфида

Оценка редакции

Абсолютный символ романтического балета.

Именно в «Сильфиде» балерина Мария Тальони впервые поднялась на пуанты («не для эффекта, но ради образных задач»). Героиня Тальони действительно казалась существом сверхъестественным, не женщиной, а духом, попирающим законы притяжения, когда танцовщица «скользила» по сцене, почти не прикасаясь к полу, и замирала на миг в летучем арабеске, будто поддерживаемая чудесной силой на острие выгнутой стопы. Именно эту «Сильфиду», поставленную для Марии ее отцом Филиппо Тальони, через полторы сотни лет бережно возродил другой французский хореограф — Пьер Лакотт.

Сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье «Трильби» (1822). На первый взгляд, это обычная балетная сказка — крестьянин Джеймс, оставив дом и невесту ради прелестной девы воздуха Сильфиды, невольно губит свою избранницу. Но за сюжетными перипетиями встает столь дорогая романтикам прошлого века мысль о несовместимости поэзии и прозы жизни, о непреодолимом противоречии между духовным идеалом и чувственно-земным бытием. Не одна лишь новизна содержания сделала «Сильфиду» манифестом балетного романтизма. Новой была художественная форма спектакля, где танец, потеснив в правах пантомиму, стал основным выразительным средством, наполнился глубоким лирическим подтекстом.

Премьера балета на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера состоялась в 1832 году в Гранд-Опера в Париже.

Над постановкой «Сильфиды» в Музыкальном театре работали Пьер Лакотт и его жена — Гилен Тесмар, не только блистательная балерина и непревзойденная исполнительница партии Сильфиды, но и не менее выдающийся педагог. Именно Тесмар репетировал заглавную партию с балеринами Музыкального театра.

Отзывы о «Сильфида»

Наталья 17 мая, 02:12

Представьте себе густой дубовый лес с низко стелющимися то ли клубами тумана, то ли болотными испарениями, колдунья с растрепанными седыми космами извлекает из зловещего котелка ядовитый шарф, и белоснежные сильфиды сидят на ветвях или проплывают над макушками деревьев.
Современный балет сейчас стал очень кинематографичным. «Сильфида» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко похожа на волшебную книгу со сказками, смотришь на сцену и словно листаешь страницы с изумительными иллюстрациями. Раньше такие истории называли сказками, сейчас, благодаря Толкину ни для кого не секрет как устроены невидимые миры, которые также реальны, как и наш. Шотландскую древнюю сказку сейчас можно смело обозначить жанром фэнтези, так будет гораздо доступнее для понимания кто такие сильфиды. Эти невидимые создания, кокетливые феи с крошечными крылышками на спине, спокойно живут в своём параллельном измерении, но иногда заглядывают и к нам, в людскую жизнь, присматривая себе симпатичного молодого человека.

На сайте театра читала отзывы суровых критиков, где говорилось, что у сильфид в МАМТе «не та вывертность стопы». Мы не рассматривали балет под микроскопом, мы просто наслаждались действием. Любовались грациозным арабеском ведущей солистки Анастасии Лименько. Любовались остальными сильфидами, так похожими на белоснежные хризантемы в своих пышных длинных пачках. А когда балерины делали антраша, замирая на мгновение в воздухе и бисерно перебирая при этом ногами, вообще испытывали неземного происхождения упоительный восторг.

Балет состоит из двух действий. Первое происходит в шотландской деревне и доме у главного героя, молодого красивого человека по имени Джеймс. Исполнители главных партий Джеймса и его невесты Эффи – Сергей Мануйлов и Ольга Сизых. Блондин и брюнетка. Премьеру Сергею Мануйлову очень к лицу этот романтический, задумчивый, рефлексирующий образ.
Все, и кордебалет, и миманс, одеты в национальную шотландскую одежду. Сочных расцветок шотландская клетка – красная, пыльно-голубая, желтая, зелёная создают яркие цветовые пятна, и смотрится очень красиво. Единственное, мой сын удивился виду танцовщиков и спросил, почему мужчины в женских платьях и накрашены? Пришлось в антракте провести маленький ликбез по истории национального шотландского костюма.

Великолепное па де де исполнили Георги Смилевски-младший и Александра Дорофеева. Такая бурлящая энергия исходила от мускулистой фигуры Георгия, и он так внезапно, неожиданно начал свой танец, да так прекрасно, мощно, уверенно, по-мужски победительно, что, по-моему, именно он разбудил дремлющую энергию этого балета. Ведь очень часто классический балет идеальностью плавных движений или красотой силуэтных статичных поз расслабляет, в буквальном смысле убаюкивает сознание. Танец Георги Смилевски прекратил моё личное медитативное витание в облаках, и, глядя на такое богатое по палитре чувств исполнение, хочется уметь дешифровать балетную азбуку Морзе и быть в состоянии различать в цельном танце элементы rond de jambe, jete, fouetter, grand pirouette и так далее. Вот такой отчетливый импульс к тому, чтобы сделать шаг навстречу искусству балета, подарил мне Георги Смилевски, герой которого, кстати, в "Сильфиде", просто безымянный «Гость» на празднике помолвки.

У Джеймса есть способности общаться с тем миром, который является незримым для подавляющего большинства людей. Воспользовавшись этим обстоятельством, кокетливая прелестная Сильфида старается очаровать молодого человека, в самом волшебном, колдовском понимании этого действия. Сильфида у Анастасии Лименько достаточно настырная барышня, она сама проявляет инициативу в завоевании земного жениха и узурпации его внимания, перенаправлении фокуса с невесты на себя.

Интересны манипуляции со светом, когда в световом пятне оказывались только главные герои, а все остальные были скрыты темнотой. Это подчеркивало ощущение личного интимного пространства, когда влюблённым, в какой толпе они бы не находились, никто не нужен, и которое старательно пытается разрушить невидимая для всех и видимая только Джеймсу Сильфида, тенью присутствующая третьей, разбивая пару, вселяя сомнения в искренности чувств и мешая им любоваться и наслаждаться друг другом - такой своеобразный и даже трагический любовный треугольник.

Второе действие являет собой абсолютную медитацию для зрителя.
Декорации второго действия просто великолепны! Я до сих пор под впечатлением искусности создания настоящей лесной чащи, густого леса на сцене. А просвечивающаяся перспектива «воздуха» делает его ещё более реалистичным, объёмным, с 3D эффектом. Парящие в воздухе, пролетающие сильфиды, приземляющиеся на ветках могучих дубов – настоящее кино!
Именно в лесной чаще в окружении сильфид, которых, оказывается, так много, чувствуешь русалочий дух, если использовать терминологию русской народной сказки, невольно вспоминаешь «Ундину» Жуковского и даже «Утопленницу» Гоголя. Не имеет разницы шотландская ли это легенда, либо иная другая, смысл не меняется – некая дева из потустороннего мира завлекает живого человека в своё пространство непонятно зачем, для чего, для каких целей понадобился этим призрачным эфирным девам живой человек из крови и плоти.

Колдунья Мэдж как будто из страшных детских снов, косматая, страшная, настоящая Баба-Яга, в окружении таких же учениц, только калибром поменьше и очень похожих на серых мышей. С первого взгляда сразу и не поймешь, что партию колдуньи исполняет мужчина, Антон Домашёв! У него не так много танцев как пантомимы, но язык жестов он использует крайне выразительно.

Мимансы хороши! Балетная массовка создала художественно красивую композицию в первом действии, когда изображала толпу гостей на помолвке Джеймса и Эффи, сидя за праздничным столом в зале с высокими узкими стрельчатыми окнами, и во втором, проходя с жёлтыми фонарями в финальной сцене свадебного шествия Гурна и Эффи.

Ошеломляющую пластику показала Анастасия Лименько – какое невероятно мягкое тело у неё в сцене, когда у Сильфиды облетели крылышки, и она испускает последний вздох на руках у потрясённого Джеймса.
В кульминационной сцене сильфиды забирают тело своей подруги на шелковых лентах, высоко взлетают над деревьями и исчезают…

Постановка, сценография, костюмы Пьера Лакотта, которого называют «балетным антикваром», «реставратором старинной хореографии», «реконструктором классического балета». В 2011 году он перенёс балета «Сильфида» Жана-Мадлен Шнейцгоффера (хореография Филиппо Тальони, 1832 года) в Московский Академический музыкальный театр.
Дирижёр – Роман Калошин

(c) https://pamsik.livejournal.com/222280.html

Светлана 15 мая, 11:42

Я люблю балет самый разный , но если вы хотите увидеть именно то, что ассоциируется у вас с классическим романтическим балетом , то вам именно на Сильфиду .


Но давайте по порядку . Ещё в далеком 1832 году хореограф Тальони сочинил для своей дочери Марии этот романтический балет , и именно в нем Мария Тальони впервые встала на пуанты для придания воздушности образа духа воздуха . Балет имел фантастический успех , и потом естественно породил множество различных интерпретаций .
Тот балет , который мы видим сейчас- это создание уже другого талантливейшего гения - Пьера Лакотта .
Он не просто воссоздал балет , автор сумел сохранить всю чистоту и ясность классического романтического балета , сохранив красотка его композиций и движений.
Музыка и движения танцоров сплетаются в одну плавно звучащую мелодию любви . Безупречно поставленная и идеально исполненная партия Сильфиды, ее воздушная легкость , особенная утончённость движений , воздушная белая Шопенка среди героев , одетых в шотландскую клетку,- все это заставляет поверить в ее невесомость , потустороннесть . И действительно, балерина кажется истомным воплощением духа воздуха .

Великолепно разработана и станцована партия Джеймса -главного героя . Великолепные прыжки, выразительные , полные эмоций жесты ...
Очень хорошо выглядел на сцене и кордебалет: синхронность даже в осень мелких движениях , плавность рук, совершенство поз .

О костюмах хочется сказать отдельно - первое отделение - все герои, кроме Сильфиды , появляются в традиционной шотландской клетке . Красные и синие костюмы с белой отделкой гармоничны и великолепно смотрятся в движении . В них замечательно соединились стилизация под национальный шотландский костюм и требования сценографии . Надо отметить , что в этом балете танцоры в традиционных килтах , беретах и гольфах , выглядели едва ли не привлекательнее балерин .
Сильфида , порхающая среди них, в своём белоснежном наряде, с венком в волосах ,- кажется абсолютно эфемерной . Во втором же отделении - герой оказывается в зачарованном лесу , где его окружают такие же призрачные духи в белых шопенках.

Тёмный пол, с небольшим зеркальным эффектом , ещё сильнее подчёркивает воздушностью балерин и их костюмов .

Декорации для балета разработаны классические : в первом отделении - шотландский стиль, в темных тонах , во втором- зачарованный лес, очень красиво обыгранный светом .

Неожиданно, когда Сильфида исчезает в камине или все эти полеты духов воздуха в ветвях таинственного леса .
Если вы не видели балет , то начинать знакомство с этим жанром можно именно с него : чудесная музыка, романтическая история , классические декорации и костюмы , ясность стройность и чистота танцевального рисунка . А уж если вы зритель- профессионал , то этот балет и для вас тоже , мне он подарил какую-то светлую ностальгию по старому дореволюционному балету , и захватил совершенством поз, плавностью рисунка танца и идеальной работой хореографа и исполнителей .

Рецензии

«Сильфида»: эпоха возрождения

Пьер Лакотт реконструировал исчезнувший балет в МАМТе.

5 декабря 2011, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Трейлер и фотографии к спектаклю «Сильфида»

Актеры «Сильфида»

Смотреть всех актёров

Статьи по теме

Другие спектакли / балет

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

21 сентября (пт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

21 сентября (пт) | 19:00 | Театр наций, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.