Спектакль Заратустра

Оценка редакции

Старый театр (Польша).

Анонс «ВД»: Центр имени Мейерхольда покажет в Москве спектакль знаменитого польского радикала «Заратустра». В его основе – философская книга Ницше и пьеса Айнара Шлеефа о самом Ницше.

Любитель философских учений и теорий о самопознании, постановщик классики (от пьес и Ведекинда до «Иммануила Канта» по Томасу Бернхарду), воспитавший целое поколение польских режиссеров, 65-летний Люпа внешне очень похож на хиппи. После московского показа «Чайки», поставленной им год назад в Александринке, он на поклонах так и не вышел к рампе. Седой, в широченных штанах и растянутой черной майке, он стоял у портала, посматривая на собравшуюся в мхатовском зале публику с радостным видом нашкодившего школяра. Его «Чайка» и впрямь была хулиганская – по чеховскому тексту он прошелся наждаком, намеренно резко сдирая с него все штампы, которыми обросла пьеса. У него действие происходило на индустриальном пустыре, а Костя Треплев вместо того, чтобы стреляться, в финале усаживался вместе с Ниной слушать песню певицы Лхасы «J'arrive a la ville». И все же это была прекрасная «Чайка»!
Теперь нас ждет новая встреча с Люпой. Центр имени Мейерхольда, учредивший пару лет назад «Мейерхольдовские встречи», привозит в Москву его «Заратустру». К слову, два года назад этот цикл встреч с великими режиссерами-экспериментаторами открывал «Крум» ученика Люпы Кшиштофа Варликовски. И вот теперь настал черед учителя.
Если кратко, то «Заратустра» – спектакль ослепительный. Философскую книгу Ницше и трилогию Айнара Шлеефа о жизни самого Ницше, Люпа превратил в мистерию из трех частей – в историю гордых заблуждений, мучительных сомнений и страшных прозрений. Три ипостаси Заратустры играют три актера: самонадеянного юношу, не признающего понятий «греха» и «морали»; зрелого мыслителя, на практике реализовавшего свою теорию сверхчеловека и пожилого сумасшедшего (сам Ницше, как известно, закончил дни в психиатрической клинике), пристроившегося к бездомным в очереди за супом. Никакой ясной морали Люпа, которого часто называют пророком современного театра, из спектакля не выводит, предоставляя это зрителям. Однако само действие столь грандиозно, что посмотреть его стоит даже тем, кто далек от философии и никогда не открывал труды Ницше. В конце концов, это просто очень хороший театр. А на вопрос кем является человек, и умер ли Бог, каждый отвечает для себя сам.

Отзывы о «Заратустра»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события