Спектакль Отец Сергий

Оценка редакции
Премьера
17 февраля 2023 (пт) | 19:00Полное расписание
120 мин
16+
Сегодня билеты просматривали 12 раз
Дата премьеры: 21 января 2022

В 1910 году Лев Толстой в возрасте 83 лет ушёл из дома и, отказавшись от всего, включая всемирную славу, отправился пешком в монастырь. По дороге умер.

За 20 лет до этого Толстой задумал и написал «Отца Сергия» – повесть про человека, который бросил всё и ушёл в монахи. Какое странное и страшное предвидение.

Бытует представление: «Отец Сергий», мол, о монахе, которого пыталась совратить светская дама, и который даже отрубил себе палец, дабы убить похоть. Конечно, всё это есть в «Отце Сергии», повести о гордыне и честолюбии, о борьбе с собой и о страшном падении.

На самом деле «Отец Сергий» – это трагедия человека, который тщетно пытался достичь Абсолюта.
«Отец Сергий» – это неистовая и пугающая своей откровенностью исповедь великого старца Толстого. 

Кама Гинкас

Отзывы о «Отец Сергий»

Ещё 3 отзыва
Мария 30 апреля 2022, 11:30

Спектакль «Отец Сергий» в МТЮЗ.
Толстой всегда будоражит ум и заставляет думать, рассуждать и искать.
Вот и князь Касатский, разочаровавшись в любви, уходит в монастырь в поиске истины. Поиск длиною в жизнь. Князь отрекается от светских увеселений и карьерного роста, принимает постриг в монахи с именем Сергий.
Декорации символичные. Вся сцена находится под углом. Отражает постоянные попытки ползти вверх, попытки вырваться из грешного во что- то более высокое и правдивое. Сам Отец Сергий пытается карабкаться по наклонённому столу, который с каждым движением Сергия вверх становится все выше и все же скатывается назад в искушение.
Прекрасно исполнил роль отца Сергия Максим Виноградов.
Встречаясь с постоянным искушением, отец Сергий должен перебороть свою гордыню. После прихода в келью богатой женщины, отец Сергий отрубает себе палец. Проходя пободрее испытания, он обретает дар исцеления. Множество людей приходят к нему в надежде получить утраченное здоровье. Однажды купец привозит к монаху свою «неврастеничную» дочь, которая и становится для отца Сергия самым большим грехом.
Спектакль очень глубокий, масштабный, раскрывающий истинного Толстого. Толстой сам, будучи отлучён от церкви, отправляется в монастырь и по дороге, не дойдя, умирает. Параллель с жизнью самого писателя прослеживается в спектакле.
Много трогательных моментов запали в душу. Сегодня это невероятно актуально. Ответы на многие вопросы приходят после просмотра этого спектакля.

Elena 12 апреля 2022, 08:15

На днях посмотрела в театре МТЮЗ премьеру этого сезона «Отец Сергий» — постановка Камы Гинкаса по одноименной повести Льва Толстого.

Сцена и до спектакля открыта полностью, сразу демонстрирует нам и настроение, и дух спектакля. Прозрачный полумрак, темные поверхности, тонкими церковными свечами стремятся ввысь деревянные шесты, на вершине которых, кажется, дрожит пламя и плавится воск, принимая образы ангелов.

Спектакль посвящен памяти Сергея Бархина. Сценограф Эмиль Капелюш, похоже, очень внимательно отнесся к поставленной задаче и не только справился в своей узнаваемой манере с художественным решением спектакля, но и весьма аккуратно и бережно отнесся к стилю, присущему Сергею Бархину, много лет создававшего образы спектаклей Камы Гинкаса. По крайней мере, мне так показалось. И пространство сцены поднято, развернуто к зрителям, и материал декораций опять дерево, и при кажущейся статичности — никаких громоздких движущихся декораций, — мы видим то, о чем повествует голосами героев повести автор. Каждый предмет, каждая доска на сцене играет важную роль. Все очень лаконично, и точно — и от этого по-своему красиво какой-то аскетичной, выстраданной красотой. По ходу спектакля тема шестов-свечей перекликается уже с настоящими свечами игумена Пафнутия, и снова это и тонко, и рождает множество смыслов...

Отдельно хочется восхититься световым оформлением. Никаких новомодных штучек, лазеров, видеопроекций, стробоскопов и прочего, — только свет и тьма. Простите, люблю профессионализм и красоту, не могу промолчать — понравилось. Художник по свету Александр Мустонен.

Перед началом спектакля Кама Миронович сказал несколько слов о спектакле. Это было немного неожиданно (все же не премьера-премьера, третий месяц спектаклю), но очень приятно :)

Могу сказать, что, кажется, начинаю узнавать режиссерский стиль Камы Гинкаса. Снова текст литературного произведения роздан актерам на сцене и они управляются с ним сами и за автора, и за своих персонажей. Прием интересный, и я уже видела здесь подобным образом поставленный спектакль — «Скрипка Ротшильда». Но кажется, что в случае с Толстым это решение действительно удачное, хоть и несколько осложняет работу как зрителям (точно), так и актерам (мне кажется). Но и произведение само не предполагает развлечения или отдохновения, — оно, скорее, заставляет задуматься, а то и заняться переосмыслением законов жизни и собственного пути в ней. Так что такая подача материала очень даже удачно навевает мысли не то о притчах, не то о сказаниях.
А вот костюмы, если честно, на первый взгляд производят впечатление не то самодеятельности, не то отсутствия бюджета. Артисты практически "в своем" - джинсы, кроссовки, белые рубашки и подтяжки... Кто-то меняет образ тут же, на сцене, накидывая поверх практически офисного прикида рясу или капор и накидку - ах, барышни! Художник по костюмам Елена Орлова добилась интересного эффекта: действие, во-первых, абсолютно вневременное получилось, во-вторых, такая условность внешнего образа живо перекликается с чтением текста Толстого героями, часто о себе - в третьем лице, и лишь подчеркивает предложенные зрителю обстоятельства: нам рассказывают, иллюстрируют рассказ, и только.
Тем интереснее, что в этих условиях актерам удалось таки и "оживить" своих героев, и сделать многие сцены очень сильными, заставляющими зрителей искренне сопереживать.

Для нас играли:
Игумен Пафнутий - Игорь Ясулович
Князь Стива Касатский и он же Отец Сергий - Максим Виноградов
Невеста Касатского, якобы барыня в церкви, а также кликуша на паперти - Полина Одинцова
Пашенька в детстве, Пашенька в старости, она же ангел-спаситель Касатского, она же барынька в церкви, она же мозгами болящая - Евгения Михеева
Якобы царь Николай Павлович, якобы полковник-сослуживец Касатского и ещё монах - Константин Ельчанинов
«Ужасная» совратительница и якобы мать невесты - Илона Борисова –
И отец невесты, и игумен, и пьяный ухажёр - Дмитрий Супонин
Купец (отец болящей дочери), он же пьяный ухажёр и он же монах - Илья Созыкин –
Барышня «нехорошего поведения», а также дочь Пашеньки - Алла Онофер –
Послушник и как бы умерший сын Пашеньки - Сергей Кузнецов
Офисный планктон, а также толпа, жаждущая чуда - Леонид Кондрашов, Сергей Волков, Всеволод Володин, Александр Скрыпников, Дарья Петрова, Марина Гусинская

Игорь Ясулович присутствует на сцене практически все два часа спектакля, и одно его молчаливое присутствие придает особый смысл и вес всему, происходящему там.

Не так я себе представляла отца Сергия, конечно. Главный герой в исполнении Максима Виноградова настолько молод, полон жизни и не благостен, что хочется начать давать советы гримерам, как бы притушить эту радость жизни и светскость :) Однако в целом в концепцию "мы-вам-рассказываем" такой отец Сергий вполне вписывается, это просто с моими ожиданиями не совпал.

В целом же спектакль понравился и вот уже третий день заставляет думать о себе. Мне кажется, это хороший результат. Вряд ли он станет моим любимым, на который можно ходить хоть каждый месяц, но определенно запомнится и попадет в личный список "я рекомендую". Да, не развлечение. Не шоу. Возможно, подойдет не всем. Но тем, кто любит серьезные вещи - стоит идти и смотреть.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Расписание

пятница, 17 февраля
19:00
Московский театр юного зрителя
Тверская
Пушкинская
Чеховская
пятница, 24 марта
19:00
Московский театр юного зрителя
Тверская
Пушкинская
Чеховская

Актеры «Отец Сергий»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма