Спектакль Танго

Дата премьеры: 25 декабря 2019

Спектакль «Танго» станет лишь вторым после легендарных «Служанок» Жана Жене обращением Театра Романа Виктюка к теперь уже классической, но при этом все такой же сложной для сценической трактовки, противоречивой и даже мистической драматургии так называемого «театра парадокса» (более известен как театр абсурда). Между этими обращениями – огромный перерыв, и тем ценнее то, что к пьесе Славомира Мрожека, одного из ярчайших представителей этого литературного стиля, обратился ведущий артист театра и режиссер Игорь Неведров, уже поставивший на нашей сцене любимые публикой спектакли «Венецианка» и «Любовью не шутят». Продолжая традиции небытового, образного, многопланового театра Романа Виктюка, с первых же постановок Неведров сформировал свой собственный, узнаваемый режиссерский стиль. И пьеса «Танго», которая при всей своей известности очень редко обретала сценическое воплощение – а успешное и того реже, – прозвучит в его постановке совершенно по-новому.

На первый взгляд сюжет прост и понятен – молодой человек по имени Артур хочет изменить мир к лучшему, и решает начать с собственной семьи, которую постиг распад. В семье, представленной тремя поколениями, совершенно утрачено понимание об основных жизненных и моральных ценностях, обо всех социальных связях. По его собственным словам – это «бардак, где ничего не работает, потому что всем всё позволено». И на этом кажущаяся простота заканчивается – а возможно ли спасение в рамках одной семьи? Хотя бы в этом маленьком мире, который для Артура означает – весь мир? Или все начнется и закончится воспоминаниями о прекрасном прошлом, где все они, молодые и старые, еще что-то из себя представляли, были разрушающими каноны бунтарями?

Может ли Игра в пространстве, где все предметы утратили свое привычное, первоначальное значение, обернувшись лишь ее декорацией, стать заменой реальной жизни? Способен ли издевательски бездарный театральный эксперимент на библейскую тему, учиняемый отцом Артура, подняться до действительных высот этой темы?

И возможно ли хоть как-то склеить разобранное по частям существо этой семьи, или единственный выход – это отчаянный крик Артура «уходите, я создам вас заново!»…и последующая его гибель?

Когда-то танцевать танго было равно бунту против правил и норм морали. Когда-то поколение родителей Артура боролось за право его танцевать. Но бунт тем страшен, что неконтролируем. И теперь, когда все связи уничтожены, а ценности разрушены, и не осталось ничего, кроме силы, танец бунтарей превратится в танец торжества мелкого, пошлого, обаятельного и убедительного зла, исполняемый на руинах этого маленького…и такого большого мира.

«Танго» – многоплановый материал: странный, смешной и трагичный одновременно, парадоксальный и притягательный своей парадоксальностью, возможностью бесконечного погружения вглубь и бесконечного же количества ответов на вопросы – у каждого свои.

Отзывы о «Танго»

Елена Шмырева 15 октября 2021, 07:48

ТАНЦЕВ НЕ БУДЕТ!
Мне нравятся неожиданности и экспромты. Именно поэтому, стараюсь не читать отзывов о тех постановках, на которые иду. Такое решение возникло после того, как начитавшись восторженных описаний, отправилась как-то в театр и испытала огромное разочарование. Мне был заранее известен каждый шаг и реплики актеров, а это так скучно.
Но иногда понимаешь, что хоть пару строк стоит прочесть.
Что вы представляете при слове ТАНГО?.. А если оно ещё стоит как название спектакля в таком театре, как Театр Виктюка.
Зная стильность постановок театра, пластичность и музыкальность артистов, рассчитывала на яркое танцевальное действо. Уже в театре споткнулась взглядом на надписи на афише: по пьесе Мрожека. Излюбленный стиль Мрожека - это театр абсурда. Может обойдётся - была первая мысль. Не обошлось.
С первых минут стало понятно, что ТАНГО - это не про танцы. По стене побежали буквы, рассказывающие о лингвистических связях и корнях слова Танго с африканским континентом (Танзанией и озером Танганьика), с невольничьими рынками (закрытый круг). То есть в слове ТАНГО скрыты две противоположности: свобода (аргентино-испанская версия) и рабство(африканская история).
После такого пафосного начала началось действие, гораздо менее пугающее, чем вступление.
Сумасшедшая семейка, состоящая из условных бабушки Евгении, мамы Элеоноры, отца Стомила и великовозрастного сына Артура. Добавим слугу-любовника Эдика и дядю Евгения. Последней на сцене появляется кузина-невеста Артура - Аля.
Обстановка в доме соответствующая реплике Артура: «В этом доме царит беспорядок, энтропия и анархия! Когда умер дедушка? Десять лет тому назад. И с того времени никто не подумал убрать этот катафалк! Уму непостижимо! Хорошо еще, что убрали дедушку!» В пьесе Мрожека катафалк, а на сцене мы видим полноценный саркофаг.
Диалоги, звучащие чаще как монологи. Автор вкладывает в уста персонажей пародоксальные мысли о свободе, месте человека в жизни, правильности собственного выбранного пути. Словами делу не всегда поможешь, поэтому в руках героев появляется пистолет - прекрасный аргумент в любом споре.
Манера речи механических кукол постепенно сменяется речами пылающими настоящим огнём. Дольше всех в рамках заведенного механизма существует жаждущий порядка Артур. Каждый вспыхивает, пытаясь донести свою позицию до собеседников. Временами пламя сменялось нежностью, грустью и сочувствием. Такие яркие разнофактурные кусочки, похожие на яркие разнофактурные костюмы персонажей.
Я понимаю, что искать логику в пьесах абсурда абсурдно (простите за тавтологию), но упорно стремлюсь её найти, а не находя, в очередной раз разочаровываюсь. Нельзя сказать, чтобы мне не было видно язвительности драматурга в размышлениях о том, до чего можно дойти, пытаясь отринуть все старое, стремясь к полной свободе нравов. Мир, в котором нет норм морали, где всё дозволено, превращается в бардак.
Провозглашаемый отцом Артура принцип: не стесняться и делать все, что хочешь, и его фразы: каждый имеет право на личное счастье, каждый имеет право выбора, с кем и во что, — встречают противостояние сына, который отвечает: "Это не право. Это моральное принуждение к аморальности".
В таких экзистенциалистских спорах отцов и детей о жизненных позициях, с упоминавшимся выше пистолетом, проводят время герои пьесы. Мне бы, что поближе к жизни. Тем же, кто жанр абсурда понимает и принимает - welcome или proszę o pane.
Это был интересный опыт.

Анастасия 24 марта 2021, 11:50

Сходив уже далеко не один раз в Театр Романа Виктюка, я решила посмотреть постановку Игоря Неведрова — спектакль «Танго» по одноименной пьесе польского драматурга Славомира Мрожека.
Основная идея как пьесы, так и постановки — конфликт отцов и детей, но было удивительно наблюдать, что именно старшее поколение провозглашает отсутствие норм и ценностей. Во главе этой бунтующей группы Стомил (Артем Банников), противостоит ему Артур (Иван Степанов), но его попытки оказываются бесполезными. Возможно потому что он хочет бороться, но идеи борьбы у него нет.
Артур пытается действовать хотя бы через кузину Алю (Валерия Энгельс), но и здесь натыкается на стену непонимания — зачем нужна официальная свадьба, если и так можно жить.
Спектакль очень яркий, костюмы потрясающие, за это благодарность художнику по костюмам Елене Предводителевой. Да и герои постановки интересные, особенно Бабушка — Владимиру Белостоцкому удалось удивительное лицедейство.
Интересное решение с задником сцены — на нем транслируются разъяснения терминов, которые звучат в спектакле, а также сквозной нитью проходит рассказ про собственно слово «танго», а это не только танец. Это было любопытно. Да и карусель с саркофагом на сцене видеть было необычно — в очередной раз поразилась мастерству актеров, одновременно раскручивать карусель и произносить текст в нужном ритме.
Постановка своеобразная, поэтому от рекомендаций воздержусь, но любителям неклассического театра посмотреть наверно будет интересно.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Актеры «Танго»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма