Спектакль Всемирная история

Оценка редакции
Фестиваль

Театр объектов, говорящий о важном и понятный без слов.

Давид Эспиноса уже дважды становился гостем фестиваля NET. Он делает театр, который помещается в одном чемодане и разыгрывается на небольшом столе; театр, где исполнитель видит глаза и лица всех зрителей и обращается буквально к каждому из них. Каждый его спектакль похож на детскую игру, в которой небольшие предметы вдруг преображаются и вступают в неожиданные «взаимоотношения». Доверительность интонации эффектно контрастирует с глобальностью тем. На столе у Эспиносы разыгрывается то голливудский блокбастер, то все пьесы Шекспира разом, то — как на сей раз — вся история человечества. Общество, экономика, политика, культура — Эспиноса умудряется сказать обо всем на свете, но легко, увлекательно, убедительно и с юмором.

Фотография обложки Спектакль Всемирная история: автор: David Espinosa, источник: netfest.ru.

Отзывы о «Всемирная история»

Юлия_V 5 декабря 2019, 12:04

«Новое – это хорошо забытое старое» - эту народную мудрость подтверждает перформанс испанца Давида Эспиносы «Всемирная история», показанный в рамках фестиваля Нового европейского театра NET. Каждый из нас в детстве играл в игрушки, создавая свой воображаемый мирок, да и одна из древних разновидностей театра - народные ярморочные представления нередко прибегали к куклам, как к виду иносказания. Этот вид театра и использует Давид Эспиноса.

«Всемирная история» - урок по истории, разыгранный с помощью кукол, фигурок и их теней на небольшом прямоугольном столе одним играющим человеком плюс самим режиссером, сидящим за пультом. На урок нужно приходить подготовленным. И урок Эспиносы – не исключение. Более того, поскольку в этом перформансе язык/слова используются по минимуму, возникает нечто подобное «эффекту наблюдателя» в квантовой механике, когда реальность возникает лишь с приходом наблюдателя (зрителя) и напрямую зависит от уровня его подготовленности.

Признаюсь, для меня это представления стало головоломкой на час небольшим. Чтобы за всеми этими манипуляциями с разнокалиберными игрушками разглядеть исторические события многовековой давности, необходимо обладать довольно развитым воображением. Всемирную историю я изучала давно, а воображение у меня развито не настолько, поэтому для меня путеводной звездой служила музыка спектакля: каждая новая композиция давала понять, о какой стране и историческом периоде идет рассказ. Угадываемые в электронном звучании отголоски симфонической поэмы Штрауса «Так говорил Заратустра» подсказали, что речь идет о сотворении мира. Шум прибоя – намек на райские кущи, где библейские Адам (кукла микеланджеловского Давида) и Ева (кукла Афродиты) под смех Змия совершили грехопадение. Затем будет Египетское царство, троянский конь и троянская же война, древнеримские баталии, возникновение христианства и шествие Христа на Голгофу, крестовые походы и так далее.

Вообще в рассказе Эспиносы всемирная история предстает как череда воин и колонизаций. Под песню «Кукарача» испанский кораблик времен Христофора Колумба отбирает у наивных жителей Америки зерна кофе, картофельные чипсы (ну, конечно, просто картофель), табак и золото. Голос Эдит Пиаф сопровождает завоевательные походы французов в Африке. Немецкая песня «Лили Марлен» переносит в Германию эпохи Второй мировой войны, а «Русская» из балета Чайковского «Щелкунчик» и матрешки-политические лидеры, начиная с Ленина и далее по списку, прозрачно намекают на Россию. Эта страна у Эспиносы связана с идеологией коммунизма, подхваченной странами Латинской Америки в лице Че Гевары.

Есть в спектакле и пронзительные моменты – когда кукловод, сложивший свои игрушку в прозрачную пластиковую коробку вдруг достает баллончик и брызгает из него под крышку замкнутого пространства. Один этот жест заставляет содрогнуться и вспомнить о жертвах фашизма. Есть и забавные: распевание куклой-Суперменом американского гимна, стоя на статуе Свободы. А еще есть японская гейша, китайские ниндзя и… Инопланетянин! Да-да тот самый из популярного фильма Стивена Спилберга «E.T.». Сначала он неожиданно появляется во время древнеримских баталий, куда прилетает на велосипеде на фоне луны (цитата кадра из фильма) а потом (to be continued) – и «в наши дни». Очевидно Инопланетянин и два мальчика, сопровождавшие Христа на голгофу – то, что противостоит агрессивной воинственности мира. Любовь? Волей режиссера эта межпланетная троица конце концов встречается и находит общий язык, а внезапно материализовавшаяся летающая тарелка уносит мальчиков в космическое пространство. Так вот кто за нами наблюдает!

Что такое спектакль Эспиносы – «игра в бисер» с использованием эмблем и символов мировой культуры или площадной китч? Вероятно, и то, и другое. Всемирная история глазами образованного европейца XXI века. Как ее рассказали бы представители других культур - остается только гадать.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма