Спектакль Поругание Лукреции

7 февраля 2023 (вт) | 19:00Полное расписание
Новая опера(Маяковская)
140 мин
18+
Сегодня билеты просматривали 5 раз

«Поругание Лукреции» – шедевр по форме и содержанию. Гений Бриттена создал «Страсти» человека ХХ века (еще один пример – «Царь Эдип» Стравинского). В отличие от Баха и Стравинского, Бриттен концентрирует великую проблематику и духовную энергию пассионов (самого мощного трагического жанра, рожденного христианской культурой) в невероятно интимную, камерную форму.
Духовный путь человечества и Христа пропущены через хрупкое тело одной женщины – Лукреции. Неслучайно ее лейтмотив (Lucretia’s chaste / «Честь Лукреции») – барочная риторическая фигура креста. Она символично обрамлена темами двух мужчин. У насильника Тарквиния это нисходящая тема, которая превращается в финале первого действия в жуткий шаг траурной пассакалии: ансамбль «Good night» – страшный миг затишья перед ночью, ведущей Тарквиния в его одинокий ад. В партии Коллатина, мужа Лукреции, восходящий ход – не что иное, как тема Тарквиния в обращении.
Происходит роковая подмена одного мужчины, желанного, другим. Тарквиний – пришелец, его не ждали, но явился он, а томление живет в теле Лукреции («Лукреция ранима желанием»). Желание делает нас уязвимыми, идеальность хрупка. Желание Лукреции-женщины не может не войти в роковой резонанс со все нарастающей похотью мужчины. Добродетель – всегда самая желанная добыча для греха.
Изнасилование Лукреции не есть физическая схватка полов (тело проиграно человечеством со времен Эдема, оно – тлен), но борьба за душу, за право остаться человеком. Тарквиний находит здесь свой конец и обрекает душу на вечные муки и забвение. Лукреция начинает долгий мучительный путь восхождения к Богу. Ее самоубийство – бескомпромиссный шаг обретения себя, обретения бесконечности духа. Максима романтика Новалиса через полтора столетия актуальна вновь: «Смерть – это жизнь после смерти. Жизнь усиливается посредством смерти». 

Екатерина Одегова

Отзывы о «Поругание Лукреции»

Елизавета Ефремова 2 октября 2020, 12:50

Наконец-то и я добралась в "Новую Оперу" на премьеру прошлого сезона, постановку "Поругание Лукреции" на музыку Бенджамина Бриттена. Бриттен ставится в Москве довольно часто, но его оперы идут как правило недолго, так что опоздав на год, можно и пропустить. "Поругание Лукреции" вроде бы не ставили в Москве никогда, в Санкт-Петербурге кажется было, а больше в России нигде. Эта постановка настоящий эксклюзив, да еще и выдвинута на Золотую маску в четырех номинациях, а потому я ожидала чего-то невероятно прекрасного и не обманулась.
Историю добродетельной патрицианки Лукреции, обесчещенной наследником престола и покончившей с собой, впервые рассказал Римский историк Тацит. Затем эта тема привлекала внимание многих историков, поэтов, художников, драматургов: древнеримского поэта Ливия, Вильяма Шекспира, в эпоху Ренессанса историю Лукреции переносили на холсты многие великие художники, на эту тему известны две картины кисти Тициана.
Дирижер Ян Латам-Кёниг, режиссер Екатерина Одегова, Художник Этель Иошпа, художник по свету Тимофей Ермолин и драматург Михаил Мугинштейн создали геометрически жесткую по форме, но насыщенную эмоциями и страстями, пронзительно-трагическую постановку.
"Поругание Лукреции" - камерная опера, здесь нет многочисленного хора, на сцене всего лишь восемь действующих лиц, в оркестре тринадцать музыкантов и ключевая фигура - дирижер.
Яну Латам-Кёнигу сам бог велел дирижировать этой оперой, ведь он в детстве пел в хоре под управлением самого Бриттена, а потому изнутри знаком с тонкостями работы и требованиями композитора.
Каждый голос человека или инструмента в "Поругании Лукреции" прописан Бриттеном отчетливо и выпукло. Партитура состоит из сплетенных в постоянном звенящем напряжении выразительных высказываний. Происходящее на сцене действие комментируют мужской и женский хоры - каждый состоит из одного человека: Мужской хор - Георгий Фараджев, Женский хор - Наталья Креслина. Но они не только присутствуют, но толкают, раскачивают действие, пытаясь то распутать нить судьбы, то заплести ее еще жестче.
Начинается рассказ с захвата власти нынешним царем, на совести которого убийство жены, так что история Лукреции обрамлена вечной историей насилия, переворота, оккупации.
Центральная тема оперы Бриттена - обнаженный трагизм конфликта между двумя мирами - миром женщин и миром мужчин. Это как два военных лагеря, противостоящих друг другу. От лагеря мужчин выдвинут царский сын Тарквиний (Дмитрий Орлов), от мира женщин патрицианка Лукреция (Гаяне Бабаджанян). Добродетель Лукреции вызывает недоверие, ее верность - жажду проверить еще раз, испытать на прочность. Любые средства хороши в этой войне полов: вероломство, обман, циничная распущенность, насилие.
Темное, мрачное, туманное пространство, созданное на сцене также совпадает со смыслом истории, подчеркивает пластичность и выразительность музыки Бриттена. Вечно струящаяся вода - основная тема постановки: это и чистый звенящий ручей в женской теме Лукреции, Бьянки (Александра Саульская-Шулятьева), Люции (Анастасия Белукова) и мрачные воды Стикса в теме мужского мира - Тарквиний, Коллатин (Антон Морозов), Юний (Илья Кузьмин). Но любая вода в ужасе застывает, превращаясь мертвый песок в сцене насилия.
Еще одна тема постановки: конфликт между духовным и чувственным. Опера заканчивается христианским эпилогом: каких-то пять веков – и родится тот, кто искупит грехи всех.
Действие, музыка, голоса держат зрителей в напряжении с первой до последней минуты постановки, антракт кажется ненужной потерей времени. Так что если вы еще не были на "Поругании Лукреции" - срочно бегите смотреть, ведь в наше непредсказуемое время есть опасность пропустить это прекрасное зрелище.

Ия 4 декабря 2019, 11:27

Опера прошлого века; 1946 год. Бриттен возвращает английской музыке значение.
И тут никаких песен, конечно. Речитативы плюс лейтмотивы, а также дирижер за клавишами, и это Ян Латам Кёниг играет на пианино и дирижирует. Еще что необычно: либретто, текст вообще. Он – интересный, в литературном смысле. Автор – некий Рональд Дункан. Со вкусом автор. Никакого «мой миленький дружок, любезный пастушок». Вполне возможно задрать голову к бегущей электро-строке и зачитаться, задуматься, отвлечься, впасть в рефлексию, тогда как эта опера - античная трагедия с комментирующим хором. Но не эпическая, а камерная. Тут всего 8 певцов и небольшой оркестр. Партия арфы в опере – вообще отдельный разговор, хотя и контрабас здесь слышим больше, чем когда-либо.
Впервые эту трагическую историю поведал миру Тацит, писатель римский и далеко не нейтральный политически, заметно, по сюжету в том числе, что этрусков он не жаловал, и как столичный житель, к провинциалам относился с высокомерием, и дикарей представлял в неприглядном виде.
Еще есть сочинения про Лукрецию поэта Ливий и главное, Уильяма Шекспира. Что касается России, считается, что пушкинский граф Нулин – иронический парафраз этой истории. Вот кем считается, не вспомню.
Вот на сцене два человека, что поют о своей странной роли. Правдиво поют.
Никому не станет ясно, кто они. Нужно смотреть в программку или знать заранее
Что эти двое, Мужской хор – Георгий Фараджев и Женский хор – Наталья Креслина
Хор комментаторов и альтер эго действующих лиц, мужчина и женщина
Нам предстоит познать всю неромантическую подноготную отношений между полами. Всю эту жесть, трагедию и в общем-то несовместимость.
Такую несовместимость, что лучше умереть для честной и прекрасной женщины, чем жить в мире насилия, инстинкта и войны, в мужском мире. Лукреция – Мария Патрушева. Красивый голос, синее платье (в сцене ночи).
Лукриша, Лукриша! Так это имя распевается здесь.
Распевается оно и мужем, Коллатином (Алексей Антонов) и сыном императора Тарквинием (Артем Гарнов). На спинах их торчат кинжалы будто у дикобразов, а в речах – лишь похоть, жажда есть, пить и убивать.
Эффектна визуально и концептуально сцена единения Тарквиния и его коня. Очень круто выглядит. И вообще рябь на воде, изменчивые состояния природы- на полосе экрана в центре – глаз не оторвать.
Понятен исторически ансамбль – «Рим для римлян», и естественнее в то же время.
Очень любопытная постановка получилась, в которой интересно все – и музыка, и текст, и исторический контекст, и сверх-эмоциональность.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Расписание

вторник, 7 февраля, 2023
19:00
Новая опера
Маяковская
Тверская
Пушкинская
Чеховская

Другие спектакли / опера