Отзывы о "Девушка и смерть"

Оценка редакции
Гастроли
Елена Лебедева 4 июня 2019, 12:22

Соскучившись по новым постановкам Михаила Диденко отправилась в Театральный центр на Страстном смотреть «Девушку и смерть».
Пьесу написал Валерий Печейкин, и она лишь намекает на бродячий ренессансный мотив. А посвящена на самом деле трагедии советской актрисы Валентины Караваевой (1921-1996), в 1942 г., сыгравшая заглавную роль в прославившемся фильме «Машенька» Юлия Райзмана. Вскоре после фильма молодая актриса попала в автомобильную аварию, сильно пострадала, на лице остался заметный шрам... Карьера киноактрисы прервалась. Караваева вышла замуж за атташе британского посольства и уехала из СССР. Но опять что-то не сложилось.
В 1951 г. она возвратилась. Надеялась, вероятно, на новую жизнь, на возрождение карьеры. Но ничего не сложилось. Актриса старела, играла совсем мало, сначала дублировала, но и эта работа постепенно сходила на нет... Но еще долгие годы «незабвенная Машенька» доживала в нищете и полном одиночестве, снимая в своей квартире фильмы с собою в главных ролях на любительской технике...
Невозможно тоскливая судьба, из ряда вон выходящее невезение и несчастье. Неспособность подняться, упав. Валентина Караваева, конечно, не первый раз привлекает к себе внимание художников. О ней есть документальный фильм (Г.С. Параджанов). Юрий Бутусов посвятил этой актрисе спектакль «Чайка» 2011 г. в Сатириконе. Нина Заречная – это была любимая театральная роль Караваевой, или вернее сказать – единственная ее крупная роль на сцене... В пьесе Печейкина героиня, разумеется, произносит знаменитый монолог: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы... и т. д. ...Холодно, пусто, страшно». Что же лучше способно выразить застылое одиночество человека?..
Михаил Диденко поставил спектакль по пьесе Печейкина сначала в Лондоне, а потом перенес его в Москву.
Спектакль – характерный, диденковский, традиционный для режиссера диалог со старым советским фильмом, с литературными мотивами и сюжетами...
Сценограф Галя Солодовникова придумала поставить посреди сцены вертящийся куб – с одной стороны, гармонически правильный, а, с другой, – явно обозначавший тесные границы, в которых оказалась зажатой жизнь актрисы...
Как всегда у Диденко, интересная пластика, пение (музыка и свет – Луи Лебе).
Умирающей женщине (Валентину Караваеву играет Алиса Хазанова) приходит видение – некий «режиссер», предлагающий роль (Алексей Розин). Этот «последний фильм» – ее жизнь, обрывками мелькающая в меркнущем сознании, где реальные люди перемешиваются с сыгранными и дублированными ролями. «Ты Маша Степанова, я Жюльен Сорель»... (Караваева дублировала Даниэль Дарьё в фильме «Красное и черное»; а реальные роли с теми, которые актриса играла перед самой собой в собственной квартире.
Конечно, «режиссер» – это сама смерть из той старой истории, однако здесь ему/ей приходится оборачиваться разными персонажами из жизни и творчества несчастной женщины, и переходы между ними иной раз настолько незаметны, что, кажется, он – и тот, и другой одновременно... А случается, что просто становится вторым «я» героини... Да, собственно, он и есть часть ее психического «я», ее анимус, идеальный мужской архетип, утрачивающий последовательность, дробящийся, все более и более зыбкий...
Надо сказать, что вот эту неуловимую перетекаемость мужских образов в путающихся воспоминаниях героини, отлично исполняет Алексей Розин. Получается как-то так, что это он играет главную героиню, а не она сама, именно в нем ощущаешь горчайшую трагедию этой несбывшейся жизни.
Мне показалось, что этот артист – лучшее, что есть в спектакле.
Алиса Хазанова выглядела, по-моему, значительно проще...
Возможно, в этом причина некоторой недоговоренности или эмоциональной недостаточности, которые я ощутила в «Девушке и смерти».

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма