Спектакль Три сестры

Оценка редакции
Фестиваль

Саймон Стоун, новая звезда европейской режиссуры, родом из Австралии, но ставит он в лучших театрах Великобритании, Германии, Франции и Швейцарии. Его «Три сестры», выпущенные в Базеле открывали в 2017 году главный фестиваль всего немецкоязычного региона Theatertreffen. Самое восхитительное в этом спектакле… работа драматурга. Не Чехова, разумеется. Это уже давнее и очень популярное направление в современном театре – брать хрестоматийную пьесу и пытаться разглядеть в ней сегодняшние темы и смыслы. Саймон Стоун вывел это направление на новую высоту. Пьеса Чехова переписана у него от первого и до последнего слова. И это актуализация самого высшего разбора. Тут точно и литературно безупречно транспонировано в современность все – и семейные ссоры и мечты героев о будущем. «А кем был бы сегодня Вершинин?», «А чем занималась бы Ольга?», – по ходу спектакля ты начинаешь невольно задавать себе эти вопросы и почти сразу получаешь на них очень точные ответы.
Действие происходит в сегодняшней Германии, и все герои у Стоуна немцы. Среди них есть только один русский, несложно догадаться, кто – конечно же, Тузенбах. Стоун как бы сочиняет текст поверх текст Чехова. И это текст конгениален тексту великого драматурга. Разумеется, его спектакль можно при желании воспринимать не как рефлексию по поводу «Трех сестер», а как постановку недавно написанного оригинального текста. Но при этом очень важные коннотации и смыслы из него безнадежно испарятся. Тут принципиально важно, что чеховская пьеса выступает для Стоуна и его артистов в роли канонизированного мифа, известного всему залу и что ее сюжетные коллизии проецируются на экран современности. 
Такая категория, как «современность» трудноуловима. Иной раз смотришь неистовый авангардный опус и он кажется устаревшим. А тут – никаких специальных авангардных сверхусилий, но каждое слово, каждый герой чеховской драматургии оказываются пронизаны у Стоуна свойствами сегодняшнего времени.

Марина Давыдова

Отзывы о «Три сестры»

Денис 2 мая, 10:55

Начну, пожалуй, с конца - замечательный спектакль! Если хотите посмотреть, что такое театр 21 века - must go.
В этот раз Антон Павлович Чехов не перевернётся в гробу. И да, текст не Чехова, декорации не того времени и костюмы современные. Зато, кажется, что Саймон Стоун переосмысляет не только пьесу Три сестры, а весь творческий путь Антона Павловича. Режиссёр наглядно показывает насколько идеи того времени, вопросы и проблемы звучат актуально сегодня.
Великолепная сценография с вращающемся домом, невольно создаёт 4ую стену и создаёт желание заглянуть внутрь, внутрь не только самого дома, но и каждого героя пьесы.
И как жаль, что я не говорю по-немецки, приходилось каждый раз отвлекаться от действия и читать субтитры...
Безусловно это большое событие театральной Москвы. И если вам кажется, что театр - это скучно, а актёры в нем переигрывают - сходите, не пожалеете!

Dilyara 2 мая, 01:47

Первомайским вечером у меня появился новый герой. Ему всего 35 лет, и он невероятно крутой. Саймон Стоун, австралийский режиссер. Так и хочется, переиначив, воскликнуть – «Ай да, Стоун, ай да сукин сын!» Офигительный. Спасибо "Золотой Маске", что привезли в Москву.

Это одновременно классический и не классический спектакль. Никакого авангардизма, постмодернизма и прочих новомодностей, это психологический театр, настоящая драма. Но и нет ни одного чеховского слова. И это не по мотивам пьесы, не ее осовременивание, она переписана от и до. И в то же время это Чехов, который является здесь концептуальной рамкой, каркасом всей постановки. Переводя на академический язык, чеховский оригинал используется в качестве теоретических подходов исследования. Как возведенный на сцене двухэтажный дом, с гостиной, кухней, спальней, санузлом, крыльцом и площадкой для барбекю. Каркас жесткий, но меняющийся – дом вращается вокруг своей оси, действие происходит везде, иногда не видно, кто именно говорит, нужно слушать, смотреть и читать субтитры (артисты говорят на немецком), погружаешься с головой.

Как же филигранно все сделано. Это «Три сестры», с отсылкой «Чайке» (и зал реагирует моментально аплодисментами), и элегантно вшитым мотивом «Вишневого сада». Не буду спойлерить, поскольку любой рассказ будет скуднее, а кого-то может и отпугнуть. Но это отличная, временами душераздирающая постановка, не нового текста, действие которого происходит в современной Европе, а именно Чехова, генетически. Яркое подтверждение того, что классика вечна, хотя попробуй понять, почему.

В общем, вернувшись домой, тут же взяла билеты на «Медею» Саймона Стоуна, которую покажут осенью в рамках фестиваля Территория.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма