Спектакль Король Лир

Оценка редакции
Дата премьеры: 12 февраля 2019

За 25 лет существования театра имя Шекспира на афишах «Мастерской Фоменко» появлялось трижды, и трижды это были шекспировские комедии: «Двенадцатая ночь», «Сказка Арденнского леса» (по «Как вам это понравится») и «Сон в летнюю ночь». Новая постановка в Мастерской – первое обращение театра к трагическому наследию Великого барда. 

Отзывы о «Король Лир»

Natia 8 декабря 2020, 11:26

Если честно, то это лучший театр в Москве! Это просто такой театр, каким он должен быть в настоящее время. Он живой, он актуальный. Это и есть современное искусство с тонкой подачей. Спасибо, Ваш досуг, что открыли его для меня. Теперь будет любимым.

Спектакль «Король Лир». Шекспир. Это вечная классика, но в минималистичном тонком прочтении.
Карэн Бадалов - это любовь)
Шекспировские шуты особые персонажи и в этом спектакле шут занимает также особое место, большой наполненности роль. Смешной простак, но говорящий самые мудрые фразы:
«не старься, пока мудрости не нажил.
лучше опасаться без меры, чем без меры доверять»
А ещё просто очень красивые люди, приятно смотреть. Спасибо ещё раз. Браво)

Елена Лебедева 28 мая 2019, 12:17

– Ну, это практически нормальный Шекспир... – сказала моя знакомая уже в антракте... – Музыкальные инструменты только тогда были другие...
– Когда – тогда?..
На спектакль «Король Лир» Евгения Каменьковича в Мастерской Петра Фоменко можно идти приверженцам традиционного психологического театра. Можно вести подростков, не читавших пьесы и не знающих сюжета... Все будет хорошо. Никаких бутусовских или серебренниковских театральных запутанностей... Никто не растеряется.
Никакого, конечно, «тогда». Оно отменено в современном театре и, кстати, совсем не предполагается в сочинениях Уильяма Шекспира. Эти герои навеки водворены в пространство воображаемого, где времени нет...
В данном случае это скупо обрисованное пространство в черном и белом, созданное любимым мною художником Александром Боровским.
Занавес из широких черных лент.
Владения Лира и его мир – помост перед белой стеной. Его можно делить на части – на три, на две... Части будут отползать, и фрагменты стены – образовывать проходы и простенки... Черные ленты будут стелиться по белому, обнимая его... Немного красного – на шуте, с самого начала; выглядит, как пророчество.
Больше в общем ничего. Троны всех этих герцогов и герцогинь – складные трости с сиденьем...
И музыка в таком пространстве совершенно естественно может звучать любая – народная, танцевальная, барочная... (Это называется «музыкальное оформление», авторов театральные люди не считают почему-то нужным указывать – очень не люблю, когда так делают).
Шекспира, разумеется, можно ставить про разное.
Про предательство, конечно, человеческое.
Про «отцов и детей» – случается...
Про социальную даже справедливость и несправедливость...
Или еще – про неравную любовь к детям, когда кого-то балуют, а кого-то не замечают...
Сидя на спектакле Каменьковича, я довольно долго просто любовалась актерами, картинкой и вообще не задумывалась, чего они хотят сказать... Играют себе перевод Осии Сороки, и отлично. Все давно и так всем понятно.
Да и простой такой, на самом деле, спектакль, естественно так все катится, как будто само собой.
Но вот интересно что.
Король Лир (Карэн Бадалов), если и меняется, то в самом-самом конце, в плену уже... А безумным-то он выглядит уже в первой сцене, экстатически сосредоточенный на себе и на своей власти, самодовольный, непрошибаемый... Глупый. И потом он всю пьесу такой же.
Глостера (Томас Моцкус) прошибает чуть побыстрее, но это так по сюжету... А пока с глазами – так же самовлюблен и людей не различает. Мне всегда нравился монолог Эдмунда про то, как люди свою глупость и свою вину сваливают на звезды...
Ну и заключительная сцена в спектакле – совершенно откровенно назидательна. Прям чуть не в традиции народного лубка, настолько откровенная. Хоть и естественная вполне в то же время...Не буду уж рассказывать, что там в конце.
В общем, мне показалось, что этот спектакль в первую очередь – об ответственности человека на своем месте. За мир, за себя и за других. Или вернее, о том, как человек эту ответственность, как правило, не несет. Скидывает на других. Не хочет знать. Забыл вообще... Инфантилен...
Ну, и вот – такая история...
Корделия (Дарья Коныжева) – интересная. Появляется в легкомысленном танце под надтреснутую, чуть декадентскую музыку, выбирает... Бургундца явно предпочитает... В ее неумении подстроиться под полоумного отца тоже заметна безответственность: А я вот такая, хоть ты меня режь!..
И, кстати, на этом спектакле мне впервые подумалось, что явление Корделии с французским войском тоже похоже на эмоциональный выплеск, импульс, продуманностью не отличается. Все та же Корделия, что в начале, что в конце, погрустнела только... Не повзрослела...
Отрицательным, так сказать, персонажам, тем кто открыто и цинично никого, кроме себя знать не хочет, изменяться вроде и некуда... Мелькнуло в голове, что в таком спектакле, яркому артисту играть таких героев, может, даже не так чтоб очень интересно...Плохие они все ужасно: Гонерилья Полины Кутеповой, Регана Серафимы Огарёвой... Корнуолл (Василий Фирсов), Эдмунд (Андрей Миххалёв)...
А вот черный язык, по-моему, это уже слишком...
Развивается в спектакле только Эдгар (Юрий Титов, который очень мне понравился): от жизнерадостного баловня судьбы до пережившего трагедию героя. Если там есть какая-то надежда – то на него. И это тоже про ответственность человека за свою жизнь и за место в жизни других людей.
Интересный получился «Король Лир».
Да, еще там битва роскошно поставлена – редко же такое бывает, что шекспировская битва выведена прямо на сцену...

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Актеры «Король Лир»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма