Отзывы о "Концерт по случаю конца света"

Оценка редакции
Елизавета Ефремова 24 декабря 2018, 10:50

Очень говорящее название у спектакля Содружества актеров Таганки «Концерт по случаю конца света». В общем и целом, увиденное действительно напоминало панихиду. Хотя начиналось вполне живенько – мы присутствовали как бы на репетиции спектакля со всеми сопутствующими накладками, заменами и комментариями участников. Это репетировали концерт к встрече нового 2012 года, на который в очередной раз был назначен конец света. Роковая для России дата 12: 1612, 1812, а теперь 2012 давала большой простор для экскурса в историю. Спектакль по первому впечатлению должен был быть о русской и советской поэзии, а также о том, насколько нынешнее поколение с ней знакомо. На сцене царил репетиционный хаос: кто-то опаздывал, кто-то был не в форме, бедных маленьких лебедей то звали на репетицию, то просили еще подождать, актеры вдохновенно читали прекрасные стихи, в общем и целом было забавно и интересно. Конечно, навеивали печаль видео, на которых будущих учителей литературы спрашивали кто убил Пушкина, и кто Лермонтова. И если про Дантеса почти все знали, то Мартынова не вспомнил никто. И это конечно печалька: нынешнее среднее образование действительно очень среднее, при таких-то учителях – хорошо если читать-писать научат. А кто такие Минин и Пожарский знали пожалуй только человека два из опрошенных на улице. Хотя наверняка подбирались кадры, подходящие под общую идею спектакля, а идея раскрылась во втором действии – вот когда я пожалела, что давала себе зарок всегда досматривать спектакли до конца. На головы зрителей полилась пропаганда: какую страну мы потеряли. Ну тут еще возможны варианты, а вот что войну выиграл Сталин, это уж извините – войну выиграл советский народ. И великую страну построил советский народ и наверняка без Сталина построил бы еще лучше. Ну и так далее, короче побывала я на сходке нынешних коммунистов, и почувствовала там себя лишней, в отличии от большинства зрителей, принявших спектакль на ура. Но хватит о политике, поговорим об искусстве: в целом постановка очень напоминает поэтические коллажи, которые с таким успехом показывал на старой сцене в прежнее время Любимов, только нынешний спектакль с одной стороны масштабнее, а с другой стороны бездуховнее, чем постановки Любимова. Вот как-то так. Извините если кого-нибудь обидела.

Елена Шмырева 18 ноября 2018, 04:12

Давно уже в стране не ощущается заказа на политические театральные постановки. Все подобного рода заказы перенесены в сферу телевидения. Именно поэтому отдаю предпочтение Мельпомене, а не ее техническим вариациям. И тут внезапная неожиданность — спектакль Театра Содружество актеров Таганки «Концерт по случаю конца света». О нет, это не заказ. Это взгляд режиссера, на то что происходило и происходит в стране. Но невозможно полностью принимать точку зрения, с которой ты согласен лишь частично.
Потому и получать удовольствие от подобного действа очень сложно. Когда тебе говорят, что последние 25 лет истории для нашей страны — откровенная пустота и развал. Что за эти четверть века на 1/6 части суши не создано НИЧЕГО. И поются дифирамбы исключительно временам до беловежского соглашения. Я не являюсь сторонницей тех, кто гневно вычеркивает 70 лет послереволюционного существования, говоря, что без революции все было бы замечательно и славно. Полностью согласна с фразой «У истории нет сослагательных наклонений». Но ПРАВДА об истории так разительно меняется в зависимости от того, кто находится у власти, и от того, кто является рассказчиком. В истории многих стран были неоднозначные периоды, но была ли такая чехарда в оценках, как у нас?..
Николай Губенко очень твердо стоит на позициях марксизма-ленинизма и той исторической школы, которая провозглашала, что Пушкина убил царь Николай I (рукой Дантеса конечно). Мне, не так давно заинтересовавшейся темой дуэли и прочитавшей сборник писем поэта, подобные измышления кажутся идеологическим бредом советских времен. И этого идеологического бреда в постановке хватает. К минусам постановки отнесу и обилие кинокадров. Автор решил выставить хронику аргументом и неопровержимым доказательством причины собственных волнений за судьбу государства. Но мы знаем, как может делаться «хроника»: на три реальных кадра — один фейковый, специально отснятый под хронику, и пипл верит всему. А еще и подача некоторых «кино откровений» в стилистике канала ТВ-3, который мне абсолютно не близок.
Что же о концерте? Танцы были хороши, хоровые номера тоже. Без разговоров о том, кто из приглашенных в какой пробке застрял, вполне можно было бы пустить на день милиции или еще какой праздник (но точно не ко Дню народного единства).
В анонсе к спектаклю есть фраза Оноре Бальзака: «Способность забывать наблюдается не только у отдельных лиц, но и у целого общества», и режиссер искренне пытается донести свое, как ему кажется, правдивое видение событий.
Вещь для старой гвардии, вздыхающей «какую Родину про$рали», для убежденных коммунистов и непоколебимых сторонников СССР.

inessa 5 ноября 2018, 09:33

Мое знакомство с театром «Содружество актеров Таганки» началось с «Концерта по случаю конца света» - спектакля, где задействована вся труппа. На мой взгляд, идеальное начало. Концепция такова: заканчивается 2012 год (который, как мы помним, считался концом света) и у труппы театра генеральная репетиция новогоднего концерта. Репетиция на первый взгляд кажется самой обычной: все бегают, суетятся, то кто-то из артистов задержится, то кто-то не вовремя выедет на сцену на роликах.. Но что хотят донести до нас участники концерта?

Года, оканчивающиеся на «12», все время несут что-то роковое: в 1612 поляков изгоняли из Москвы, в 1812 была война с Наполеоном, и вот, наконец, в 2012 году обещают конец света. Но не наступил ли он для нас уже? Здесь ни одного стихотворения или песни нет просто так, все они органично вплетены в канву философских размышлений о России, которую мы потеряли, возможно, уже безвозвратно. Например, сначала показывают сценку из «Бориса Годунова»: на сцене бояре в старинных одеждах. А вот под слова

«Борис еще поморщится немного,
что пьяница пред чаркою вина,
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится;
А там - а там он будет нами править
По-прежнему»

на экране сзади мелькают кадры с Борисом Ельциным. А затем следует вставка видеофрагмента, где случайных людей опрашивают, знают ли они, кому поставлен памятник Минину и Пожарскому и в честь чего? Никто не ответил – кто-то не знает, а один молодой человек был уверен, что они открыли Сибирь. Зато толпы людей ежедневно фотографируются на Красной площади :)

Очень неприятно удивили кадры с Youtube, где выпускникам одного из главных педагогических ВУЗов Москвы, а именно будущим учителям литературы, задают элементарные вопросы, например: «Кто написал «Войну и мир»?», «Сколько томов было в «Войне и мире»?», «Кто убил Лермонтова?», и они путают Пушкина, Лермонтова и Толстого. Чему же они будут учить подрастающее поколение? Также неприятно, но уже в другом смысле, удивило, что в конце данного видеоряда создатели видео непонятно к чему влепили кричалку студентов РЭУ им. Г.В.Плеханова «Поступайте к нам – сразу поумнеете!», и финальным кадром показали как раз РЭУ. Я искренне надеюсь, что это все-таки была агитация к поступлению в экономический университет вместо гуманитарного, а не создатели видео что-то попутали и дискредитируют заодно и студентов ВУЗа, который совсем недавно окончила, между прочим, я сама. Осадок остался противный, прямо скажем. Впрочем, это не вина театра, поэтому идем дальше.

Перед зрителями пройдет череда исторических событий - кровавых, тяжелых, драматичных, и лиц, которые их вершили. Петр I, который построил Петербург на костях рабочих, Николай I, разгромивший восстание декабристов и распорядившийся повесить их лидеров, его встреча с Пушкиным, на которой поэт признается: ««Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо», - будь он в Петербурге, он был бы на Сенатской. Очаровательная сцена бала внезапно сменяется рок-группой, которая исполняет песню «Ленинграда» «Когда нет денег, нет любви».

За XIX веком следует век XX, и словами А.Блока обещают, что он будет еще страшнее:

«Двадцатый век... Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).»

Мы знаем, чего стоил нашей стране XX век. А началось все еще с того самого Кровавого воскресенья в январе 1905 г., когда невинных рабочих и крестьян, которые с крестами и хоругвями пришли попросить у царя равноправия, расстреливали на Дворцовой площади. Нет ничего удивительного в том, что следующая сцена – как убитые люди поднимаются и поют «Интернационал». Но на этом несчастья не заканчиваются: людей отправляют на фронт Первой мировой войны, где они гибнут уже сотнями тысяч. Зачитываются отрывки из дневника Николая II: когда люди умирали в окопах, не понимая даже, за что они воюют, он пил чай с маменькой. Мне сложно судить Николая II, царем он по-моему мнению действительно был никудышным, но ситуация с расстрелом царской семьи ужасна, это ответ жестокостью на эскапизм царя и невиновность его жены и детей.

И хочу остановиться еще на одной сцене, которая была для меня очень тяжелой психологически. Маяковский зачитывает свое стихотворение 1915 г.:

«Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!...

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре б****м буду
подавать ананасную воду!»

Нам вновь показывают уже видеохронику наших дней, 2009 года – скандальную вечеринку в честь годовщины журнала «Русский пионер» на крейсере «Аврора». События, которые в народе получили название «шабаша на Авроре». И вот, после демонстрации такого надругательства над символом мужества наших моряков, на сцену вышел хор, запевший «Что тебе снится, крейсер «Аврора»?». Видела, что многие люди в зале реально прослезились.

После антракта быстро прошлись по Ленину и Сталину: как плакали люди, когда умирали вожди, как в голод и холод тысячи стояли на Красной площади, чтобы отдать им последние почести… И насколько противоречивые мнения о них сейчас. Не со всеми расставленными акцентами я согласна: Ленин действительно поставил страну на путь выхода из нищеты, на путь равноправия, но какой ценой…Революция и Гражданская война, НЭП, раскулачивания… Моего прапрадедушку расстреляли, семья осталась без имущества и лошади, прапрабабушка сама запрягалась в плуг, чтобы вспахать хоть малую часть поля.

При Сталине были расстреляны и сосланы в лагеря тысячи людей. Но самое страшное то, что после его смерти, когда репрессированных понемногу возвращали обратно, они чувствовали полное внутреннее опустошение – Сталин был частью их жизни, как же без него. Зато Иосиф Виссарионович действительно был сильным человеком (правда, как сказал один из респондентов – его б на недельку сейчас в нашу страну, чтобы порядок тут навел), а как любил детей, сколько сделал для них – ликвидация безграмотности, развитие спорта, детские лагеря..

Полету Ю.Гагарина в космос посвящено всего пара минут спектакля. Зато очень, ОЧЕНЬ подробно останавливаются на 1990-х. Августовский путч, «отречение» М.Горбачева, приход к власти Б.Ельцина, Чечня.. Я родилась в середине 90-х, поэтому все эти события также не застала.

В общем, в современную политику я углубляться не хочу, а про «Концерт по случаю конца света» скажу, что он обязателен к посещению каждому, кто рефлексирует, кто неравнодушен к происходящему в нашей стране, кто хочет обдумать и исторические, и современные события. История показана сжато, но основные моменты выделены, на мой взгляд, идеально. Прекрасно сделаны переходы между историческими и актуальными событиями, я в восхищении. Нужно только помнить, что все равно здесь большую роль играет вИдение режиссера, с которым я, например, не во всем согласна. Но посмотреть и составить свое мнение нужно обязательно. Только приходите в подходящем настроении. Тут нужно быть морально готовым, я, например, никогда не выходила из театра со столь гнетущим чувством. Невольно задаешь себе вопросы: «Почему, ну почему у нашей страны настолько тяжелая судьба?» и «А что же ждет нас дальше?».

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 6)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / музыкально-драматический