Отзывы о "Этот безумец Платонов"

Оценка редакции
Elena 22 апреля 2019, 11:47

В субботу я со старшей дочкой смотрела в ЦАТРА "Этот безумец Платонов" (реж. Александр Бурдонский). Я-то польстилась, с одной стороны, на Чехова, с другой - на комедию. Нет, какие у Чехова комедии, я представляю себе, но эту пьесу Антон Павлович написал в 18 лет, так что была надежда у меня, что хотя бы в столь юном возрасте автор представлял себе комедию жанром хоть немного смешным. Но, в общем, я опять ошиблась - произведение совершенно серьезное, хоть игра актеров слегка и намекает на некоторый комизм ситуаций - по крайней мере, мне так показалось...

Для нас играли
Платонов Михаил Васильевич - Игорь Марченко
Саша, его жена - Мария Шмаевич
Николай, ее брат - Антон Морозов
Анна Петровна Войницева - Наталья Лоскутова
Сергей Войницев, ее пасынок - Александр Рожковский
Софья, его жена - Наталья Курсевич
Грекова Мария Ефимовна - Ксения Таран
Глагольев-отец - Виталий Стремовский
Осип, разбойник - Сергей Иванюк
Катя - Полина Тупицына
Посыльный - Никита Лысянский

Спектакль идет более трех часов и, если честно, кажется несколько затянутым. Особенно первое действие, особенно вначале. Причем там, в самом начале, вообще у нас случился некоторый шок, ибо костюмы и общая атмосфера никак с Чеховым не вязалась... А оказалось, что это всего лишь карнавал, по сценарию.
Но постепенно происходящее на сцене захватывает и начинаешь уже с неподдельным интересом следить за сюжетом. Главный герой - Платонов, школьный учитель (читай - неудачник), может, и неглупый человек, но слабый и пытающийся из себя что-то изображать... этакий "непризнанный гений" сельского разлива. Неожиданно (для меня) этот персонаж пользуется невероятным совершенно успехом у женщин - и жена его друга, и вдова Войницына, и еще одна дама, - одним словом, все персонажи женского пола до единой жаждут заполучить этот сомнительный подарок. При всем при том женщин совершенно не смущает тот факт, что Платонов женат и имеет ребенка - для меня, надо сказать, это дамское сумасшествие кажется несколько... невероятным. Разве что вот да, комедия...
Три часа мы смотрим, как Платонов, не в силах бороться со всеми этими женщинами, увязает все глубже и страдает все сильнее. В общем, история весьма интересная.
Если бы не одно "но"...
Возраст некоторых актеров меня несколько... сбивал с толку. Вот Платонов и Софья. Они были знакомы (и, очевидно, имели какие-то отношения) 4,5 года назад, когда Платонов был еще студентом (!). Соответственно, и незамужняя тогда девушка Софья вряд ли была дамой средних лет. Однако сейчас на сцене мы видим Платонова (Игорь Марченко), которому явно и безнадежно "за сорок", а Софье (Наталья Курсевич) и вовсе, похоже, далеко за 50. И тоже бы ничего, в общем-то - возраст не главное, правда... Но вот муж по спектаклю у этой Софьи - Сергей Войницкий ( Александр Рожковский), он настолько явно годится ей в сыновья, если не хуже... В общем, очень сбивает с толку, правда. Если бы меня спросили :))), я бы очень советовала бы как-то составы собирать из менее... контрастных в смысле возраста актеров. Играют все замечательно, все образы очень даже, и придраться было бы не к чему, если бы не было такой путаницы с "кто кому тетя".
Еще хочу отметить игру юных участников спектакля - Полина Тупицына в роли Кати и Никита Лысянский в роли посыльного. Такие молодцы, просто отдельное украшение спектакля! Глядя на них, невольно вспомнилось, что "не бывает маленьких ролей" (с). Молодцы!
Отдельно хочется похвалить костюмы - они разнообразны и интересны все! Тем более что тут (ввиду карнавала) удалось использовать максимально разнообразные костюмы :) Художник по костюмам Андрей Климов. Я его работы видела в "Кабале Святош", запомнились там костюмы.
Очень хорошо подобрано музыкальное сопровождение, отдельное спасибо за гитару!
И мои благодарности театру Российской Армии за прекрасный спектакль!

Елена Шмырева 19 марта 2019, 10:25

Купилась на слова в афише «комедия в 2х действиях». Не хватило мне комедии Чехова «Чайка». Еще и в описании на сайте театра пишут: «Безотцовщина» (известная ещё как «Пьеса без названия» или «Платонов») – первая юношеская пьеса Чехова, написанная им в 18 лет и напечатанная лишь в 1923 году уже после смерти драматурга.
Конечно, никакая это не комедия (хотя была надежда), а полноценная драма. Если б я смотрела «Неоконченная пьеса для механического пианино», то знала бы и тему, и сюжет, и жанр. Но из фильма видела только пару фрагментов, которые совсем не пошли, а потому на полную версию время тратить не захотелось. И хорошо, что я всю эту информацию про связь фильма и пьесы получила ПОСЛЕ, а не ДО спектакля. Ведь могла бы проигнорировать приглашение и пропустить постановку. Сюжет тягучий, как и в большинстве чеховских пьес, но человечные не шаблонные характеры и живые диалоги, а главное исполнение!
Понравились все... или почти все. И главный герой Платонов в исполнении Заслуженного артиста России Игоря Марченко, и Заслуженная артистка Российской Федерации Наталья Лоскутова в роли генеральши Войницевой, и Александр Рожковский, исполняющий роль Сергея Войницева, и Антон Морозов в роли Николая — брата супруги Платонова. Единственный спорный выбор - это актриса, исполняющая роль Софьи — Наталья Курсевич. Играет замечательно, но возраст выходит далеко за рамки персонажа, ей бы лет пятнадцать-двадцать назад эту роль.
У Чехова Платонов с Софьей не виделись 5 лет, с тех времен, когда Платонов еще учился в университете, а Софья в ту пору была совсем молоденькой девушкой. И если Платонова за этот период жизнь превратила в разочаровавшегося жизнью человека, который развлекается романами с навязывающимися ему дамами, а дамам он нравится за свой острый язык и язвительный ум. Софья же получается сильно сдала с их последней встречи, но успела произвести неизгладимое впечатление на Сергея Войницева, пасынка генеральши владелицы поместья, где и разворачиваются основные действия. На момент повествования Софья является супругой Войницева, и флирт Платонова будит в ней казалось бы давно забытые чувства.
Запутываются все. Запутывается в любовных похождениях Платонов. Эмансипированная генеральша Войницева яростно требует его внимания к себе, Софья с вновь вспыхнувшей любовью не дает проходу, только супруга Маша очень долго не понимает, где так долго пропадает ее муж вечерами.
И, как любит Чехов, все разрешается выстрелом. Кардинальный финал самых неразрешимых ситуаций. Убрать главного героя со сцены — это ли не выход?
Пока драматурга Чехова так и не получается полюбить, но актерский состав ЦАТРА в очередной раз доставляет удовольствие. На эту вещь стоит идти ради актерских работ, очень впечатлило.

Ия 19 ноября 2018, 02:44

Не обойдусь без предисловия – цитаты:
«И к тому же я всё-таки... хоть немножко, да женат»
Удивительное дело - написать такую пьесу в 18 лет. Не уверена, что это возможно.
Однако вот она, реальность. Чехов - он же получается как Моцарт, сразу начал писать интересно и умно.
Главный герой Платонов (Игорь Марченко) – вроде героя Марчелло Мастроянни, но российского склада и извода, с замесом на страдании, пьянстве и меланхолии.
Все женщины вокруг в него влюблены, в этого доступного местного учителя, пусть и женатого. Потому что умен, а всем им это нравится.
Платонов сообщает даже –«женщина – хороший человек». Видимо, так считал молодой Чехов.
А хорошему человеку надобен ум и страсть. Вот это и есть Платонов.
За ним охотится молодая вдова генерала Войницына Анна Петровна (ее вместо Людмилы Чурсиной Лоскутова Наталья играет, и очень даже хороша), потому что женщина она – интересная и развитая. И заняться более ей нечем.
«Нет ничего хуже, как быть развитой женщиной... Развитая женщина и без дела...»
При Анне Петровне – пасынок Сергей (Александр Рожковский), женившийся недавно на Софье ( Наталья Курсевич). Софья- холодная красавица-княгиня повадкой-и старая (первая) любовь Платонова одновременно. От такого не откажешься, так что и ее он увлекает, хоть и не сразу. Софья поначалу дала женатому учителю от ворот поворот, да скучно замужем. Желание «новой жизни», выразившееся в двухнедельном адюльтере, доводит действие до критической точки. Софью играет актриса красивая, стройная, элегантная. Но в возрасте пенсионном, что довольно дико смотрится. Не, образ влюбленной старушки – дело известное, но тут вроде другое имелось в виду. Хотя грация оленья, профиль аристократичный, тип – истероидный, пение Мерсельезы –все это вполне шарман, но странное чувство непонимания не покидает. Это ж не опера, когда персонаж – это голос.
Зато Платонов предстает не только натурой увлекающейся, но и в некотором роде извращенцем.
Еще жена Платонова – Саша (Анна Глазкова), любит мужа, бесконечно милая, наивная и честная. Войницыну даже готова терпеть, а вот Софью не перенесла. Да и Платонову Софья за 2 недели надоела. Передумал он ее губить, впал в запой – и к жене обратно. И опять клички пошли ей пренебрежительные – и суслик она него, и инфузория (глупостью жену попрекает учитель Платонов, так что с благородством проблемы, но с остроумием все хорошо).
И плюс еще жертва обаяния главного героя – Маша. Ее Мария Шмаевич блистательно играет. Даже описывать неохота, это нужно видеть.
Из комичных – влюбленный в Войницыну злодей Осип, убийца и вор. Но Платонова все же не убил. Его Софья пристрелила, за неуважение к мечте и строительству новой жизни.
Что еще интересного, так это публика.
Пол-зала свалило после антракта. Это так стыдно, так неправильно. Актеры и перед полупустым залом отыграли как в последний раз, но.. скажу словами из пьесы
«Для чего ты живёшь?.. Наукой отчего не занимаешься, животное?»
Как хорошая пьеса, так скучают больше. И печаль моя оттого возросла в разы.
Эх, заряжай пистолет, Софья Егоровна. Зачем на Платонова пули тратить.

Татьяна 15 ноября 2018, 04:17

С этой пьесой Чехова не была знакома. Так что помимо прочего шла на спектакль и с целью познакомиться с новой для себя пьесой.
Поначалу спектакль казался немного скучным, после первого акта в антракте приличная часть зрителей вовсе ушла. А зря! Второй акт был и гораздо боевитей по сюжету, и актёры явно наслаждались раскрытием истинных лиц своих персонажей.

Чеховский сюжет так в двух словах и не расскажешь. Провинциальная жизнь. Явная неудовлетворённость жизнью существующей и попытки её изменить. И как же без ружья на стене? Антон Павлович!

Несколько нудноватое первое действие необходимо, чтобы обрисовать жизнь героев. В молодости Платонов подавал надежды на блестящее будущее, а нынче учитель в провинциальной школе. И это при том что человек он незаурядный. Да не нужно ему высоких чинов, но рутина явно не для него. Вот и навёл шороху... Соседки его тоже дамы эффектные и умные, да и им свои достоинства приложить некуда. Совершенно искреннее удивление одной из героинь, когда она услышала, что у её невестки роман: "Так с кем в нашем захолустье можно роман-то закрутить?" Не с кем! И поэтому же Платонов со своей жаждой жизни пусть и несколько безумной, покоряет всех. Он живой. Хоть и живость эта от отчаянья. ему необходимо чувствовать, стремится, чтобы жить. Знает, что ничего хорошего не будет, но ради ощущения этой влюблённости и запутывается в своих взаимоотношениях. И ведь не уличишь его в "умышленном нанесении ущерба" - влюблён в каждую при личной встрече. Совершенно искренне! Любит их всех! Сам же в этом и признаётся...

Игорь Марченко в роли Платонова - главное очарование спектакля. Милый и отталкивающий одновременно. Умом понимаешь, что поступает он весьма некрасиво, но и очаровываешься им! Живой и интересный! С виду может, и не скажешь, но по контексту чувствуется, что тяготит его эта жизнь и тоска, но он живёт, пусть с какой-то безумностью и страстью. Хоть и пять последних лет на его физиономии оставили отпечатки. Сам признался. Хоть с чего бы? Чудесная милая жена, правда про существование которой он постоянно забывает. И забывает искренне! И не потому, что чихает на неё, а потому, что реально же неинтересна она ему. Относится как к дитю неразумному, явно женщины в ней не видит, а уж интересного собеседника - даже ни на йоту... И искренне удивлён, когда она начинает злиться. Она может такие эмоции выдавать? В общем я присоединяюсь к табуну "фанаток" Платонова на сцене :-))))).
Войницева - Наталья Лоскутова. Томится в захолустье от бездействия. ей бы армией командовать, преподавать, ну детей воспитывать хотя бы, да бог детей не дал - лишь пасынок, да и тот явно подрощенный. А женщина умная! А влюбиться-то даже не в кого! Так почему бы не в Платонова? Шикарная сцена с распитием вина! А песня?!!! И искреннее непонимание, когда узнала, что её пасынок стал рогоносцем.
Софья - Наталья Курсевич. Холодная красавица, аристократка! А в конце-то какова была, выслушивая разолачения Платонова? Ну, и Марсельеза!!! Очень интересный образ - аристократка, комедиантка и любительница эффектных (я бы даже сказала чересчур эффектных) поступков.
Саша - Анна Глазкова. Милое и наивное (как поначалу кажется) существо. Невидная, незаметная, глупенькая - именно так её воспринимает её супруг Платонов. А у неё тоже есть чувства!
Грекова - Мария Шмаевич. Очень характерный персонаж. Я бы даже сказала, что излишне. Но так как она свою некоторую истеричность проносит через все сцены, то получается даже очаровательно. Ну, вот такая она! Всклокоченная, с башмаком у груди - и всё ранво прекрасна! :-)))))
Войницкий - Александр Рожковский. И ведь тоже прекрасный молодой человек. Жена-красавица. Но ведь предпочла ему Платонова Софья... И грустно наблюдать за его метаниями. Его всё устраивало. И Платон ему друг.. Но тут вот внезапно всё рухнуло. Почему? Как?...

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма