Наталья Витвицкая
2 октября 2014

Фамусовское общество

В конце октября столичные театралы увидят спектакль «Горе от ума» в постановке актера Александра Яцко. Роль Фамусова исполнит Валерий Яременко. В преддверии премьеры «ВД» вспомнил самых ярких Фамусовых Москвы, а заодно разузнал, каким будет еще один — моссоветовский.

ЗАБОТЛИВЫЙ

Валерий Яременко

Горе от ума (552070)
Вы можете изменить этот текст

Ближайшие даты: 28, 31 октября, ВТ, ПТ

Вообще-то первоначально Александр Яцко должен был сам играть Фамусова. Но в последний момент решил, что быть одновременно и режиссером действия, и его участником — плохая идея. В новой версии московского барина исполняет Валерий Яременко. Харизматичная звезда моссоветовской труппы и их бессмертного хита «Иисус Христос — суперзвезда» (Яременко до сих пор выходит на сцену в роли Иуды Искариота) обещает своим поклонникам массу сюрпризов. Таким актера еще не видели. Фамусов в его исполнении — не злобный старик-критикан и не суетливый ловелас. Прежде всего он — отец, готовый ради счастья любимой Софьи пресмыкаться перед властями и осмеивать «почти родственника» Чацкого. Именно он, по задумке Александра Яцко, не оставляет главному герою никаких шансов выжить в столице. Как и зачем он это делает — узнаете на премьере. Несмотря на классическую трактовку, современные аллюзии не заставят себя ждать.

БРУТАЛЬНЫЙ

Сергей Гармаш

Горе от ума (173102)
Вы можете изменить этот текст

Уточняйте расписание на www.sovremennik.ru

В знаменитом спектакле Римаса Туминаса роль Фамусова отдана Сергею Гармашу. Всенародно любимый актер идеально вписался в композицию, предложенную литовским мэтром, — сыграть комедию-издевку над русскими народными пороками. Фамусов здесь — оживший памятник всем русским народным властителям. Необразованный дикарь, хам и варвар, воинствующий русофил. Однажды распробовавший вкус власти, он и теперь заправляет домом как царь и бог. Ходит в деревенской рубахе, накинутом сверху тулупе и валенках. По его приказанию в доме выстроена гигантская печка, напоминающая вавилонскую башню. У него даже личный раб имеется — Петрушка. А когда он находит у Софьи французский роман, то рубит его топором на куски. Гармаш отдается роли весь без остатка, не зря критики считают ее одной из лучших в его биографии.

РАЗВРАТНЫЙ

Геннадий Чулков

Горе от ума (88947)
Вы можете изменить этот текст

Ближайшие даты: 29 октября, СР

В камерном, без пяти минут «домашнем» спектакле Сергея Арцибашева в его Театре на Покровке Фамусова играет народный артист России Геннадий Чулков. Его стараниями вся история похожа на непритязательный водевиль XIX века — про то, кто кого любил-полюбил-разлюбил. В какой-то момент может даже показаться, что и Чацкий здесь ни при чем. Главный герой — отвратительный старый сладострастник Фамусов, вожделевший прехорошенькую и к тому же неглупую служанку Лизаньку. Все первое действие отдано его ухаживаниям за ней: вот Фамусов уговаривает горничную показать ему обнаженный живот, задрать фуфайку, снять юбку и т. д. А потом, дожидаясь Лизу у двери дочкиной спальни, проделывает недвусмысленные «упражнения». Фамусов в этой версии знаменитой пьесы в принципе — преотвратительный тип. Он заставляет дворню делать ему точечный массаж во всех местах, служанок — застегивать ему ширинку. Бал у него дома превращается в чудовищный балаган с колядованием, ряжеными и… обнаженными сценами (!). Симпатией к такому антагонисту Чацкого проникнуться невозможно, но и забыть вряд ли получится.

АРИСТОКРАТИЧНЫЙ

Юрий Соломин

Горе от ума (57086)
Вы можете изменить этот текст

Ближайшие даты: 1 ноября, СБ

В Малом театре «Горе от ума» поставил Сергей Женовач, и до сих пор его постановка считается чуть ли не эталонной. Роль Фамусова режиссер подарил Юрию Соломину. Легендарный артист сделал своего героя темпераментным аристократом. Его Фамусов знает, чего хочет от жизни. Он гордится своей принадлежностью к свету и делает все, чтобы выгодно «продать» дочь. Стройный и подтянутый, с холеными руками в перстнях, он беспрестанно отдает приказы в доме, заигрывает с «нужными» барынями и подлизывается к Скалозубу. А уж как он хлопочет, чтобы потенциальному зятю было хорошо и удобно — самолично отворачивает печную отдушину, только бы генерал не замерз. Фамусов Соломина презирает Чацкого и искренне радуется истории с его сумасшествием. Странный малый — пыль под ногами его обожаемой Сони, досадное недоразумение. Ему, хозяину с непотопляемой хозяйской моралью, некогда даже наморщить нос из-за «такой ерунды». Смотреть на Соломина в образе циника-прагматика — одно удовольствие. Впрочем, можно закрыть глаза и просто слушать — худрук Малого оправдывает репутацию своего театра, в котором искусство сценической речи находится на недосягаемой для остальных высоте.

КАРИКАТУРНЫЙ

Феликс Антипов

Горе от ума - Горе уму (128922)
Вы можете изменить этот текст

Ближайшие даты: 20 октября, ПН

Любимовская версия знаменитой пьесы — это саркастический спектакль на злобу дня. Никаких примет времени или московского быта. Действие очень условно и внешне напоминает гротескный балет (всех своих актрис Любимов поставил на пуанты), грибоедовские герои здесь — рисованные карикатуры на общеизвестные типажи. Фамусов — не исключение. Его играет старейший актер Театра на Таганке, народный артист России Феликс Антипов. Играет в строго заданных Любимовым рамках — как карикатуру на опытного сановника, главная мечта которого — угодить вышестоящим. Текст его роли существенно сокращен (спектакль длится всего полтора часа), но тем не менее зритель сразу понимает: этот герой — лишь еще один голос в общем хоре балбесов и лизоблюдов. Это призрак миллионов точно таких же угодливых дуралеев на больших должностях. И он не был бы помехой Чацкому, останься Чацкий в Москве. При известном же финале именно Фамусов становится символом деградирующей Москвы, всего старого, пошлого. И одинаково отвратительного во все времена.

Отзывы о «Фамусовское общество»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.