В обзоре «ВД» — новые спектакли, появившиеся за последнее время на Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова.

«Контрабас»


Любите ли вы музыку? А артиста Константина Хабенского? Если вам дорого и то, и другое, и вдобавок вы хотите убедиться, что Хабенский хорошне только в роли интеллигентного забулдыги из нашумевшего фильма «Географ глобус пропил», срочно отправляйтесь в МХТ. Говорят, о «Контрабасе» Патрика Зюскинда артист мечтал еще до того, как на мхатовском горизонте появился молодой режиссер Глеб Черепанов, взявшийся за пьесу с темпераментом молодого хищника. И без того фарсовый монолог музыканта, в котором ненависть и любовь к музыке почти неотделимы, превратился в трагическую клоунаду, которую Хабенский исполняет с той же виртуозностью, с какой его герой — нотную партитуру для контрабаса. Громоздкий, неподъемный инструмент, заполняющий собой все пространство, в прямом и переносном смысле не оставляющий места для личной жизни, становится для героя объектом ненависти, иронии и... бесконечной нежности. Впрочем, без женщины в этой истории тоже не обойдется, хотя безжалостный контрабас сумел-таки вытеснить юную певицу Сару — если не из сердца героя, так хотя бы из его постели. В финале зрителя ждет два сюрприза: один — леденящий кровь, второй — вполне приятный музыкальный (Хабенский оказался мастером на все руки и собственноручно играет на контрабасе что-то из Генделя). Ему вторит та самая сладкоголосая Сара (актриса Ольга Воронина). Поклонницы визжат от восторга. И их можно понять.

фото Михаила Гутермана


«Чайка»


Формально спектакль Константина Богомолова принадлежит «Табакерке», но играют его на большой мхатовской сцене. Впрочем, по замыслу режиссера, все участвующие в «Чайке» (а среди них: Олег Табаков — доктор Дорн, Марина Зудина — Аркадинаи Ольга Барнет — Полина Андреевна) ведут себя так, будто собрались не на подмостках главного московского театра, а на летней веранде. Они разговаривают тихо и естественно, от чего чеховский текст звучит как только что написанный. Лейтмотивом спектакля стала «Лунная соната» Бетховена, звучащая тихо и как бы намеренно стерто — под стать героям Чехова, каждый из которых оказывается по-своему сломленным жизнью. Так что реплика Сорина, иронично именующего себя «человеком, который хотел», относится ко всем. В финале, согласно тексту пьесы, к Косте Треплеву (Игорь Хрипунов) явится Заречная. Но совсем не та, какую зритель видел в первом акте в исполнении смешной, жизнелюбивой Светланы Колпаковой. В чем тут соль, узнают те, кто посмотрит спектакль. Скажем только, что Богомолов верен себе. Его тихая, аскетичная, отменно сыгранная «Чайка» может стать почти таким же событием сезона, как его же «Карамазовы».

фото Екатерины Цветковой


«Пьяные»

Еще одну мхатовскую премьеру будут играть на сцене ЦИМа. Для тех, кто очень хочет знать, в чем тут дело, приоткроем тайну: в тексте Ивана Вырыпаева есть ненормативная лексика, которую нельзя изъять, — а как иначе могут общаться люди, едва стоящие на ногах?! Поскольку из песни слова не выкинешь, а МХТ в этом сезоне и так стал предметом всяческих вздорных нападок, было принято соломоново решение: пьесу ставить, в тексте купюр не делать, но играть спектакль в ЦИМе. Собственно, мировая премьера «Пьяных» была полтора месяца назад — в театре Дюссельдорфа, где ее осуществил Виктор Рыжаков. Теперь он повторит в Москве свой спектакль, уже признанный в Германии событием. Остроумные и философски-бесстрашные тексты Вырыпаева, черно-белые декорации Марии Трегубовой, яркий грим, брехтовская эстетика и разговоры сильно выпивших персонажей, которым вино не только развязало язык, но и сорвало шоры с глаз. «Наш спектакль — про тех, кто плюет на условности и, преодолевая запреты, говорит о самом главном», — говорит Виктор Рыжаков. Если вы хотите увидеть новую драму в ее самом что ни на есть утонченном, эстетском варианте, вам точно сюда.