Сегодня модно рассуждать о том, что современная драматургия умерла, а в театре только и знают, что перекраивать классику на новый лад. VashDosug.ru решительно опровергает спорный тезис и представляет вашему вниманию обзор самых лучших спектаклей, поставленных по пьесам современных и амбициозных авторов: Ярославы Пулинович, Елены Греминой, Павла Пряжко, Любови Стрижак и Анны Яблонской.

«Жанна»
Театр Наций


Пьесу молодого драматурга Ярославы Пулинович на сцене Театра Наций поставил режиссер Илья Ротерберг. И сделал он это так удачно, что мелодраматичная история о несчастной в любви селф-мейд-вумен превратилась у него в пронзительнейшую драму о поколении 90-х. История Жанны (ее безошибочно играет Ингеборга Дапкунайте) — это история тысяч российских женщин, решившихся вырваться в другую жизнь. Отец-алкоголик, умирающая от рака мама, одиночество, нищета, беспросветность... Жанна сама вытаскивает себя из провинциального болота, придумывает авантюру с фальшивыми американскими макаронам и, — о, удача! — становится бизнесвумен. Сильную, богатую и.... одинокую. Даже в центре классического треугольника: богатая владелица сети магазинов, ее молодой любовник и его невеста-студентка. Совершила ли ошибку железная Жанна, разрешив себе чувствовать? Может быть. Но тут же ее исправила: когда в финале взяла в руки телефон и договарилась с «нужными людьми». Новорожденный сын ее любовника и его невесты остался с ней, а родителей она лишила родительских прав. Так тысячи Жанн в этой стране расстаются с душой. Жалеть их или ими восхищаться — выбор зрителя.

фото Екатерины Цветковой


«Язычники»
Театр им. Ермоловой


Показ этой острой, бьющей под дых пьесы — своего рода дань памяти талантливой Анне Яблонской, трагически погибшей во время теракта в Домодедово. Итак перед нами - «семейная сага». Среднестатистическая семья в раздолбанной квартире с вялотекущим ремонтом. Затюканный папаша-неудачник, его-друг пропойца, мать,  растерявшая женское обаяние, дочка, из отличницы превратившаяся в шлюху. Неожиданно к ним  приезжает бабушка, бросившая семью ...n-цать лет назад ради богомолья. С энергией новых «воцерковленных», она быстро наводит порядок: пристраивает сына на работу к знакомому попу, торговцу водкой, помогает невестке заработать, терзает внучку святой водой. Однако девочка православным провокациям не поддается и бросается с балкона вниз головой. Дальше больше: вся семья прозревает («мы, оказывается, никогда не любили друг друга!»), мамаша впадает в религиозный транс, бабушка признается в абортах, отец уходит из семьи, друг прекращает пить. А в финале и «блудная» дочь выходит из комы и заново учится ходить. Кстати, за режиссуру  в «Язычниках» отвечал мэтр, ныне худрук Мастерской Фоменко, Евгений Каменькович. Его талантом и стараниями многослойный текст Яблонской приобрел вневременное звучание. И хотя бытовая драма как жанр все же победила, притчевость считывалась со сцены. Были заданы вопросы, во что верит русский народ. Нужен ли нам Бог, если нужен, то какой именно, что есть современное православие, и чем хороша «народность».

фото Михаила Гутермана


«Кеды»
Практика


Пьеса Любови Стрижак о 26-летнем пофигисте Грише и его друзьях гораздо более значительна, чем кажется на первый взгляд. За полтора часа на сцене (как и в жизни героев) вроде бы ничего не происходит. Но ключевое словосочетание здесь — «вроде бы». Холеная, но отнюдь не глупая молодежь прожигает жизнь. Таскается по клубам, раскуривается, вяло переругивается с «родаками». Кстати, на сцене нет декораций, они заменены видеоинсталляциями и экранами с не очевидным видео (идеальная стилизация современного сегодня). Ничто героев не заставляет взрослеть — будущее расписано наперед, все вокруг благополучны, а единственная цель в жизни — купить новые кеды. Скука повсеместна — и в офисе, из которого легко уволиться, — и дома, откуда легко сбежать в клуб. Все равно примут обратно — и тут, и там «связи». А родители... да куда они денутся? В этой смешной и наивной браваде людей, ничего не испытавших и, что страшнее, не имеющих возможности испытать, суть современного способа жить. Единственный выход — размозжить голову о стену. Или романтично врезаться на велосипеде в омоновский автозак, в котором увозят друга, заснявшего на видео избиение одной из «несогласных».Трагичный финал здесь не потому, что парень Гриша революционер. И не потому, что ему надоел «кошмар в стране».

Пьеса Стрижак поднимает вопрос точно такого же уровня, каким он был обозначен в гениальном фильме Карена Шахназарова «Курьер».Что делать молодым? Той серой, внутренне уже мертвой массе, не знающей, зачем она вообще есть.

фото: пресс-служба


«Три дня в аду»
Театр Наций


Белорусский драматург Павел Пряжко — личность в современной литературе спорная. Как и режиссер Дмитрий Волкострелов, ставящий произведения Пряжко в завидной регулярностью. Главный принцип у этих двоих — никаких принципов. Спектакль «Три дня в аду» требует от зрителя колоссального напряжения. Согласитесь, не всякий выдержит час не в зрительном зале, а в специально установленной полутемной брезентовой палатке. Сцены нет, артисты (двое мужчин в спортивных костюмах) не произносят ни слова. Включена фонограмма — звезды (среди них Игорь Гордин и Дарья Екамасова) читают текст пьесы Пряжко. Впрочем, пьесой это назвать трудно, это поток сознания жителей города Минска. Их мысли между собой никак не связаны, а потому совсем скоро зритель перестает понимать, кто, зачем и что говорит. Все сливается в монотонный и раздражающий гул. Из обрывков фраз, тем не менее, можно догадаться, что Минск — город советский, нищий и до ужаса скучный. Каждый день в нем — чудовищное испытание, борьба за выживание и непрекращающийся ни на секунду подсчет денег. Погрузив публику в тягостное оцепенение обыденности (любовно выписанной Пряжко), Волкострелов подталкивает к мысли: а не похожа ли наша жизнь на жизнь в братской Белоруссии? Разве не точно такая же никчемность и скука вокруг? Ад как он есть.

фото Сергея Петрова


«150 причин не защищать родину»
Театр.doc


Драматург «новой драмы» Елена Гремина сочинила пьесу и поставила по ней спектакль об утрате национальной идентичности. Не про Константинополь, ставший Стамбулом вследствие кровавой бойни с турками.А про русскую народную действительность, про страну с имперским прошлым, варварским настоящим и сомнительным будущим. Весь спектакль — как восточный ковер — соткан из разных материалов. Но в основе: документальные «Записки янычара» XV века и стихи султана Мехмета. Последний, как десятки его предшественников, попытался завоевать столицу Византийской империи. И первый, кому это удалось. Вопрос «почему» — это основная тема спектакля Греминой. Почему «сильные мира сего» даже не пытались договориться ? Зачем не пришли на помощь европейские «друзья»? А единственный, который пришел, был оклеветан?

Параллели явственны и прозрачны: умных вождей-тиранов, жаждущих напасть, полно и сейчас. Приближенные к власти и сегодня не могут объединиться даже во имя родины (им мешают амбиции и жажда наживы). Вменяемые политики вынуждены быть флюгерами при «царе» из-за страха за свою жизнь. Народ же безмолвствует и верит имперским сказкам про «народ-мессию», непобедимую нацию и неприступные города. Третий Рим на краю гибели. И новые «турки» вот-вот придут.

фото Михаила Гутермана