Мариинка на «Золотой маске».

Основная программа «Золотой маски» начнется не так скоро, но Мариинский театр уже успел выступить в Большом. Тем самым дав старт главной театральной премии страны. Москвичам показали одноактные балеты «Весна священная» и «Concerto DSCH» (они участвуют в конкурсе) и оперу «Дон Кихот», номинациями обделенную. Сенсации ни в один из двух гастрольных вечеров не случилось. Тем не менее столичной публике было чему порадоваться и на что посмотреть.

Первым Мариинка показывала работу Алексея Ратманского. Резидент Американского театра балета сочинил эдакую пустяшную танцевальную зарисовку, милую сердцу и приятную глазу. Под непривычно легкую музыку Шостоковича (второй концерт для фортепиано с оркестром композитор написал в конце 50-х, время больших надежд в преддверии хрущевской оттепели) публике была явлена такая же жизнерадостная хореография. Немножко про любовь и дружбу, и совсем чуть-чуть — про выдуманный рай страны советской. Сюжета нет, декораций тоже. Костюмы на артистах самые простые, — комбинезоны разных невнятных цветов. Что касается рисунка танца, то он, конечно, затейлив, но, увы, не кажется новым.

Вторым номером вечера одноактных балетов стала «Весна священная» в хореографии знаменитой немки Саши Вальц. Вот ее одноактовку смотреть было куда интереснее. Тем более дирижировал оркестром сам Гергиев. И неистовая музыка Стравинского снова звучала откровением, и бьющиеся в продуманной истерике артисты смотрелись устрашающе. Основной посыл балета: толпа выбирает себе жертву, а затем медленно, но верно уничтожает ее. Современный рывкообразный танец с его дерганым ритмом Вальц возвела в максимальную степень. Ее «Весна» получилась еще более мрачной и нервной, чем даже у Бауш. Мужчины и женщины здесь агрессивны и тупы. Они без конца сбиваются в стайки и корчатся в животном экстазе, совокупляясь со случайными партнерами. Кучка серой пыли в центре сцены (символ земного праха) при этом растаскивается по углам. Всё это выглядит страшно, хотя финал, конечно, куда страшней. Истерику жертвы под взглядами помешанных палачей, кажется, еще никто не танцевал так убедительно, как это сделала Екатерина Кондаурова.

Наконец, опера «Дон Кихот» в традиционной и немного скучноватой режиссуре грека Яниса Коккоса. В восторг от нее могли прийти адепты канонических решений и любители яркой картинки. Сценография оперы, впрочем, не кажется такой уж оригинальной, но эффектной — безусловно. Герои романа Сервантеса в буквальном смысле сходят со страниц гигантского фолианта в центре сцены. В разноцветной испанской толпе легко разглядеть капризные маски, клоунов на ходулях и рыцарей в железных доспехах. Дульсинея здесь в кроваво-красном наряде Кармен, а бутафорский конь Дон Кихота и ослик Санчо-Пансы ездят по сцене на движущихся платформах. Больше никаких сюрпризов нет. Разве что стоит отметить, что, разбойники, нападающие на рыцаря печального образа, не поют, они разговаривают. Почему-то по-русски. Лиричная и трогательная музыка Жюля Массне объясняет, почему действие романа в опере сосредоточено исключительно вокруг любви рыцаря печального образа к своей Дульсинее. И все же сильных эмоций ни она, ни собственно вокал солистов (включая приглашенного баса Феруссо Фурланетто) сильно не впечатлил. Хотя сегодня отсутствие явного разочарования часто бывает залогом успеха и оглушительных аплодисментов.