450-летие со дня рождения английского барда в театральном мире отмечают масштабно. В этом сезоне почти все ведущие театры Москвы показали премьеры по шекспировским пьесам. В обзоре VashDosug.ru — только самые интересные: «Гамлет» в Гоголь-центре, «Отелло» в Театре Вахтангова и Сатириконе, «Мера за меру» в Театре им. Пушкина,  «Укрощение строптивой» в Театре Наций. Читайте и выбирайте, какой вариант классики вам ближе.

«Гамлет»
Гоголь-центр




Прежде чем идти на такого «Гамлета», приготовьтесь к трехчасовому действию без антракта, мрачным декорациям (дело-то в морге происходит), практически полностью погруженной во тьму сцене. В течение  всего времени  здесь бегает полуголая молодежь, иногда в черных кожаных куртках и с дредами. Гамлет один раз даже в костюме Бэтмена.  Бэтмен этот «машет крыльями», стоя по колено в воде, с определенного момента заливающей сцену.
С визуальной  точки зрения все эти брызги воды, очерченные мягким светом,  прекрасны. Эффектны выдвижные полки морга, которые то и дело показывают нам очередного мертвеца. И гигантские буквы-подставки (из них легко складываются имена «Гамлет, «Полоний» «Гертруда» и т. д.). Кстати, больше никаких предметов на сцене нет. Призрак и тот появляется как расстекающаяся видеопроекция на заднике сцены. Филипп Авдеев в роли Гамлета статичен: он играет исключительно нервного юношу, из тех, кто много матерится, курит что-то не то и размахивает то мечом, то пистолетом. Очень хорош Полоний (его играет блистательный Алексей Девотченко, привнесший в мрачный спектакль нотку юмора и тепла. Он здесь грустный клоун, его жаль.) И актриса старой школы Ирина Выборнова (Гертруда).
Изображать артистов заезжего театрика Бобе доверил актерам-даунам. Хотя о том, что все герои в этой старой новой истории неполноценны, ясно и так.

фото: пресс-служба театра


«Мера за меру»
Театр им. Пушкина




Страшно запутанную пьесу Шекспира британец Деклан Доннеллан превратил в короткий (!) рассказ о том, что такое хорошо, а что такое плохо в условно-российском королевстве. В том, что речь идет о России, нетрудно догадаться. Хотя Доннеллан прямых сравнений не допускает и вообще держит бесстрастный тон. Вроде как сказку нам на ночь рассказывает.
Между тем, примет Англии — никаких, декорации — минималистичны (на почти пустой сцене — три полых красных куба), центральный образ — толпа в смятении и страхе перед переменами. Эта толпа — образ, бьющий под дых: она абсолютно наша, такая, как на улице и каждый день. В ней узнаваемы и отдельные персонажи: полицейские, проститутка, госслужащие, геи и т. д. Во главе толпы — благородный герцог, вдруг уставший от бремени власти и решивший оставить вместо себя преемника (Анджело). От дел он не удаляется, но всеми своими правами наделяет и партнера. Партнер решает карать направо и налево за грехи, которыми «страна полнится». И первым обезглавить решает мальчишку, согрешившего с невестой до свадьбы. Совершеннейшая нелепица этой завязки обретает смысл, как только произносится вслух словосочетание «несправедливый приговор».  Повсеместные обманки — не самая ли верная это примета нашего времени?  В финале, добро и любовь торжествует.  Впрочем, не переписывать же режиссеру Шекспира.

фото: Михаил Гутерман


«Отелло»
Театр им. Вахтангова




Составляющие нового спектакля вахтанговцев: совершенная сценография, «проверенная» музыка (здесь — Джон Адамс), сюжет, противопоставляющий мир мужчины миру женщины и... драматические артисты, выступающие в балетном амплуа. Хореографию Анжелики Холиной трудно назвать выдающейся, но нескучной — безусловно.  Она вытаскивает из каждого своего артиста неочевидные таланты, дает роли «на вырост» и на преодоление. Ольга Лерман вместо привычного ей образа сильной женщины с прошлым (Каренина, Кармен) в новом спектакле примеряет образ кроткой голубки Дездемоны. Сериальный супергерой Григорий Антипенко пытается справиться с ролью страдающего от ревности мавра. Великолепному драматическому артисту Виктору Добронравову достается один из самых виртуозных танцевальных отрывков, — танец зависти и злости Яго не может не удивить даже самых ожесточенных скептиков. Намеренные красивости (в которых так любят обвинять Холину критики) — главное, за чем стоит идти на этот спектакль. Сценография Мариуса Яцовскиса безупречна: черный шелковый фон, зловещие очертания старой люстры в разрушенном доме (на люстре сидят неподвижные вороны), белоснежный шлейф платья Дездемоны. Черно-белый трагический мир оживает на глазах. Анжелике Холиной и ее артистам удалось в этом спектакле главное — шекспировские страсти не кажутся здесь отвлеченными. И история о человеке, который, убив любовь, растерзал собственное сердце и уничтожил надежду на счастье, тоже вполне сегодняшняя.

фото: Михаил Гутерман


«Отелло»
Сатирикон




 «Отелло» в Сатириконе — это классический Бутусов. Избыточный, эксцентричный, мастер сценического эпатажа и китча. Такой, каким его знают по выдающейся «Чайке», «Ричарду Ш», «Макбетт»...Предупреждаем сразу: длится его новый спектакль четыре часа. Так что настроиться на своего рода театральную мессу придется. И, разумеется, никакая это не классика. Бутусов вывернул наизнанку любимого Шекспира (сразу в трех переводах: Сороки, Лейтина и Пастернака), добавив к нему Пушкина, Чехова и Ахматову. Энергетический замес такой силы, что не всякий зритель выдержит. Тонкий Денис Суханов в роли Отелло, трепетный Тимофей Трибунцев в роли Яго... На их дуэте, вскрывающем тайны мужского подсознания и «черные дыры» человеческой души, всё и строится. Яго вкрадчив, ласков и черен душой. Он не абсолютное, а беспричинное зло. Отелло — суров и силен «снаружи», но тоже черен внутри. Он не переносит обиды (выдуманной или реальной — какая разница). Физическая смерть Дездемоны, Яго и других — ничто по сравнению со смертью духа — Отелло. Феноменальная находка — черная краска, которую «мавр» наносит на лицо и руки. Как будто ад демонстрирует свои права, с такой «отметкой» жить, как прежде, уже не получится.

фото: Екатерина Цветкова


«Укрощение строптивой»
Театр Наций




Новую комедию Наций (в постановке молодого режиссера Романа Феодори) можно смело советовать и старым, и малым. Два часа чистого удовольствия и самой заразительной актерской игры. Итак, дело происходит на...военном судне. Весь личный состав  кораблика решился на «палубный балаган»: разыграть пьесу Шекспира местными силами. Распределение — самое удачное: каждому — по противоположности. Гордячкой Катариной стала робкая и страшненькая повариха в огромных очках (Хаматова), укротителем Петруччо (Рустам Ахмадеев) — робкий и незадачливый штрафник, нежной сестрой Катарины Бьянкой — простоватая и хамоватая фельдшерица (Ольга Цинк) и т. д. Поначалу им стоит видимых усилий произносить шекспировский текст (пускай и слегка «разряженный» Дмитрием Быковым), менять собственную пластику и мимику, преодолевать собственную природу. И как во время этих гомерически смешных метаморфоз случается чудеса. Хамка превращается в неженку, уродина — в раскрасавицу, замухрышка — в гордячку, а робкий юноша — в пылкого влюбленного. Все актеры этого спектакля видимо счастливы на сцене и... так похожи на всех нас. Маленьких нелепых клоунов, у которого всего то и есть в жизни, что любовь. А военная муштра и вечная вахта... ну да, существуют. Но праздник все равно возможен. Даже если нарядное платье из белых шариков, а фата из пищевой пленки...

фото Сергея Петрова