В Москве проходят гастроли провокационного «Лебединое озеро. Перезагрузка». Оно уже прогремело во многих странах Европы. Корреспондент «ВД» побывал на показе в Париже и узнал о постановке из первых рук.

Секс и лебеди

Театральный зал Casino De Paris в тот вечер был заполнен до отказа. Как и в другие дни показов: неудивительно, что вместо планировавшихся двух недель шоу показывали целый месяц. Первые впечатления от увиденного: все это дерзко, сексуально, вызывающе. И в то же время мило. Полуторачасовое действо смотрится на одном дыхании, каждую минуту ждешь, что же еще провокационного приготовил постановщик.
Само собой, все, кто привык к классическому Чайковскому, будут разочарованы. Они не увидят любимых пышных пачек, не смогут полюбоваться традиционными прыжками и поддержками. Ведь атмосферу этого «Озера» создают смартфоны, механические устройства и оригинальные спецэффекты. Да и музыки Чайковского будет звучать не так уж и много. Большей частью она доносится в обработанном виде, плюс треки, написанные шведскими композиторами специально для представления.

В этой версии балета нет ни колдовства, ни сказочных превращений. Все происходит в настоящем. Притом настоящее лишено сладкой романтики. Злой колдун Ротбард становится драгдилером, который использует наркотики как средство контроля над своим окружением. Лебеди — это проститутки в белых мехах и блестящих сапогах на высоких каблуках, которые полностью зависят от Ротбарда. Бойцам за нравственность, которые могут случайно попасть на шоу, вряд ли придется по душе прогулка по Кварталу красных фонарей, бананы между ног у героев или же девицы-лебеди «за работой». Один из самых ярких номеров шоу, конечно же, «Танец маленьких лебедей». Не буду открывать всей интриги, скажу только, что танцуют его лежа. Новоявленный спектакль – настоящая солянка стилей: джаз, модерн, классика, но, в первую очередь, уличные танцы и хип-хоп.

Мастер провокаций

После парижского показа мне довелось пообщаться с автором постановки, шведским хореографом Фредриком Ридманом. К слову, Фредрик — человек опытный и заслуженный в своей сфере. Он явился одним из создателей танцевальной группы Bounce, для которой поставил более десятка ярких шоу. Выступал как главный хореограф мюзиклов «Вестсайдская история» и «Ромео и Джульетта» в Стокгольме. Режиссировал танцевальные номера «Евровидения», проходившего в ском Мальме. Свои первые шаги ман делал в брейк-дансе, был ным танцором, затем получилклассическое балетное образование. Некоторое время танцевал в труппе знаменитого Матса Эка (который тоже ставил «Лебединое» и, кстати, с участием Фредрика Ридмана). Идея осовременить Чайковского пришла к Ридману спонтанно. «Когда я прогуливался в Лондоне по блошиному рынку Кэмден, увидел белые меховые накидки и высоченные сапоги, в которых ходят проститутки, — рассказывает хореограф. — И тут меня осенило: это же лебеди. В «Лебедином озере» злой колдун Ротбард превращает девушек в лебедей. А у нас он становится драгдилером и сутенером, который держит бедных девушек-лебедей в рабстве».

Фредрик взял либретто, переписал его современным языком и сделал историю понятной сегодняшней аудитории. Само собой, Ридман считает, что «вскрыл трагическое содержание, забытое и закрытое за лоском классического танца». «Существует стереотип, будто «Лебединое озеро» — это прекрасное романтическое зрелище, — говорит он. — Но история ведь на самом деле совершенно трагическая. Мне хотелось выявить, вынести на первый план этот трагизм, и новый современный язык подходит для этого куда больше».

Точно так же постановщик перекроил и партитуру Чайковского, поменяв местами некоторые фрагменты. «Забавно, что в самом начале работы я думал, будто классическая музыка гораздо лучше подходит для сцен любви и чувственности, а новый музыкальный материал идеален для передачи агрессии и раздражения, — вспоминает Фредрик. — В конечном итоге все выглядит ровно наоборот: когда Зигфрид и Одетта влюбляются друг в друга, звучит современная музыка, но большинство экспрессивных сцен проходят под оригинальную музыку Чайковского. Это стало для меня открытием».

Гастроли в России с провокационным шоу хореограф считает вызовом для себя и своей команды. Он готов к тому, что постановку воспримут в штыки, но все-таки надеется, что для более молодой и динамичной аудитории шоу станет настоящим откровением. «Если «Перезагрузка» не понравится российским зрителям, то вы действительно уникальная страна (как про вас и говорят), — пока шоу собирает аншлаги по всей Европе», — заключает Фредрик Ридман.

Редакция благодарит за организацию поездки компанию Favorit Production (www.f-pc.ru) и лично Елену Бухмак.