Наталья Витвицкая
10 октября 2013

Литература vs сцена

Сценические версии литературной классики вроде «Онегина» или «Женитьбы Фигаро» есть в репертуаре практически всех московских театров. А вот малоизвестные произведения для постановок режиссеры выбирают редко. Тем интереснее смотреть, как это у них получается. Для вас — обзор спектаклей по прозе Мандельштама, научной фантастике Киза и даже по учебнику теории государства и права.

«Египетская марка»
Мастерская Фоменко




Творчество Осипа Мандельштама всегда считалась несценичным. И это понятно. Как перевести на язык сценической условности саму условность: текст без сюжета, драматургии, состоящий исключительно из символистских загадок и метафорических шифров? Все эти «сны в гробу», «золотистого меда струи» и «похлебки из раздавленных мух»... Фоменкам удалось. Они выстроили на сцене несуществующий, чужой мир с особенным нежным чувством. Петербург времен Керенского, музыка невских туманов, мрачная атмосфера революции... Не само прошлое, но печальный далекий свет его стал сутью спектакля. Трагическая судьба поэта-одиночки Парнока (его прекрасно играет Федор Малышев) предчувствуется и ощущается. Парноку нет места в кровавом советском времени. И все приключившееся с его визиткой и рубашкой (их у героя по-хамски отбирают — и это и есть, так сказать, сюжетная линия) — просто иллюстрация его принадлежности к «лишним людям» русской литературы. А если точнее — русской культуры как таковой.

фото Екатерины Цветковой


«Цветы для Элдержнона»
РАМТ




Научно-фантастический роман Дэниела Киза переведен чуть не на все языки мира, а в США и Англии входит в программу средних школ. Как так вышло, что в России о книге нобелевского лауреата знают немногие избранные, непонятно. РАМТ решил ситуацию исправить, на сцене театра совсем скоро состоится премьера «Цветов для Элджернона» в постановке одного из самых загадочных российских режиссеров — Юрия Грымова. Обещают невероятную сценографию и «бездны смысла». Речь пойдет об умственно отсталом герое Чарли, которому искусственно повышают интеллект. Операция имеет  последствия. Что с высоким интеллектом делать, и могут ли смириться с ним окружающие, большой вопрос. Сложнейшую роль умного глупого Чарли талантливо играет Максим Керин.


«Самое важное»
Мастерская Фоменко




Спектакль Евгения Каменьковича — это сценическая версия неподъемного романа Михаила Шишкина «Венерин волос». Главный герой Толмач служит в Центре по приему беженцев в Швейцарии. Старается переводить невероятные истории русских эмигрантов, мечтающих остаться в стране, на правдоподобный язык. Еще он читает труды историка Ксенофтонта и воспоминания певицы Изабеллы, думает о сыне и бывшей жене, вспоминает «школьные годы», «училку Гальпетру».  Хоровод женских персонажей, реальных, придуманных или уже неживых, играют всего 8 актеров. Перевоплощения сестер Кутеповых и Ко феноменальны: их, действительно, нужно видеть. Благодаря им, роман зазвучал со сцены. И главная его идея — люди все — уходят, но память о них остается. Кстати, в свое время жюри фестиваля «Золотая маска» учредило спецприз — исключительно для актрис «Самого важного».

фото Ларисы Герасимчук


«Школа для дураков»
Театр «Около»



Роман Саши Соколова сложный, модернистский: здесь отсутствует линейный сюжет, время и место действия постоянно меняются, неизменным остается только безупречная чистота слога и нездешней доброты юмор. Соколов пишет нюансами, режиссер Погребничко нюансами думает... В результате на сцене образуется идеальная среда для воссоздания той самой школы, где учат дураков. Которые на самом деле никакие не дураки, а индивидуальности, искренно не понимающие, кому и зачем они должны подчиняться. Главный герой — ученик Такой-то, вообще страдает раздвоением личности. Погребничко, наверное, единственный режиссер, который может так органично ставить спектакли про провалы в памяти и пространстве. Его мир, как и мир Соколова, зиждется на признании за всяким человеком права быть особенным. Воспринимать время, как ему нравится. Думать, о чем хочется и мечтать, о ком мечтается. А вся эта надполитическая философская подоплека, которую не разглядел в книге Соколова только ленивый, вроде бы и ни при чем. И без нее ясно — смысл романа и спектакля гораздо шире: в обществе «нормальных» людей люди не нужны.

фото Владимира Луповского


«Алиса и государство»
Центр им. Мейерхольда




Выпускники «Школы театрального лидера» драматург Саша Денисова и режиссеры Алексей Жеребцов и Алена Янкелевич придумали спектакль-ликбез. Взяли и «рассказали» учебник по теории государства языком сцены. Саша Денисова использовала форму кэролловских сказок про путешествие девочки в страну чудес — только вот новая Алиса (прекрасная Инна Сухорецкая) — это кто-то вроде современной отличницы в смешном свитере и кедах. На экзамене от страха получить двойку она падает в обморок. Темнота поглощает ее — она оказывается в стране российских народных чудес. Здесь узнаваемыми оказываются все: и пенсионерки-цветы, запутавшиеся в коммунальных платежах, и участники Болотного «чаепития», рассуждающие о митингах и замкадье, и Доктор Дама Червей, помогающая бомжам, и полицейские («Патруляля»), пытающиеся оправдать задержание. И, конечно, представитель партии Единорога, несущий ахинею прямо с трибуны. На сцене — эдакий перфоманс на злобу дня. Однозначно симпатичный и любопытный. Опять же учебник читать не нужно.

Отзывы о «Литература vs сцена»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Вт, 6 мар | Гоголь-центр, драма Вт, 6 мар

Гоголь в трактовке Серебренникова.

Вс, 11 мар | Современник, драма Вс, 11 мар

Пронзительная драма о мальчике-аутисте.

Золотая маска

Пт, 23 фев | Место будет объявлено дополнительно, драма Пт, 23 фев

Необычный спектакль в обстановке обычной московской квартиры.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Театр им. А.С. Пушкина, драма Ср, 21 фев

Взрывной спектакль-кабаре о непростом выборе между социальным долгом и обывательским счастьем.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Большой театр, опера Ср, 21 фев

Мрачная опера в шокирующей режиссуре, поставленная совместно с английским оперным театром.

Золотая маска

Пн, 26 фев | Театр наций, драма Пн, 26 фев

Рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребенка.

Золотая маска

Сб, 24 фев | Гоголь-центр, драма Сб, 24 фев

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

Премьера

Чт, 1 мар | Школа драматического искусства, драма Чт, 1 мар

Хулиганский спектакль Дмитрия Крымова по Шекспиру.

Ср, 21 фев | Гоголь-центр, драма Ср, 21 фев

Максим Виторган в спектакле про героя футуристической поэмы великого поэта.

Премьера

Вт, 27 фев | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма Вт, 27 фев

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Премьера

Ср, 28 фев | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера Ср, 28 фев

Лучшая опера чешского композитора Яначека, главное в которой — национальный колорит.

Премьера

Вт, 20 фев | Театр им. Вл. Маяковского, Театр им. Вл. Маяковского. Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского (филиал на Сретенке), драма Вт, 20 фев

Ироничная история поиска любви накануне прихода нацистов к власти.