«Школа современной пьесы» открывает новый, 25-й сезон. В ближайших планах — покупка недвижимости вместе с Гришковцом и спасение камер-юнкера Пушкина

Сезон откроется пьесой Гришковца «Дом» — этой постановкой пять лет назад Иосиф Райхельгауз отметил двадцатилетие своего театра. И не случайно: «ШСП» стал первым театром, рискнувшим поставить тексты автора, которого сегодня изучают в школах, хотя еще лет десять назад его рассказы повергали публику в недоумение.
Евгения Гришковца можно назвать одним из родоначальников нашей новой драмы. Не той, где про наркоманов и убийц, а той, что про обычны­х людей от 30 и старше, с общим советским детством — вечным ожиданием мультиков и мечтой о велосипеде, и заветным дембельским альбомом в юности.

В конце 90-х взамен насквозь фальшивым интонациям и поставленным голосам очередных народных артистов со сцены зазвучал сипловатый голос человека, торопливо и путано подбиравшего слова, чтобы рассказать о своих переживаниях, в которых каждый сейчас же узнавал переживания собственные. Поначалу камерные, а потом и огромные залы дружно хохотали до слез, внимая рассказам Гришковца о том, что рисованные мультики ему всегда нравились больше кукольных, и как не хочется, но надо есть собаку, если ее приготовил твой армейский товарищ.
В пьесе «Дом» Гришковец делает то же, что и раньше — описывает реальные события своей нынешней жизни, предлагая нам узнать в ней свою. В прологе 45-летний преуспевающий частный врач Игорь (его играет телеведущий Александр Гордон) заявляет, что все у него в жизни уже было: жена, дети, первая машина, первая квартира, а вот теперь, наконец, появилась мечта — купить дом. Надоело ему жить в многоэтажке, однако он еще не расплатился за покупку квартиры и потому не может взять новый кредит. И в итоге обходит с протянутой рукой друзей-бизнесменов.
Чтобы плотнее вовлечь зрителей в этот конфликт между долгом (то есть заемом денег) и чувством, Иосиф Райхельгауз ставит свой спектакль не на сцене, а в зале. В прологе он демонстративно закрывает на пустой сцене занавес. Финал у «Дома» почти что чеховский, но какой именно, узнают те, кто придет 21 августа в театр.

А уже в конце сентября «ШСП» выпустит свою первую премьеру — спектакль по пьесе Александра Углова «Лондонский треугольник» ставит режиссер Дмитрий Астрахан. Речь в нем пойдет об Александре Герцене и Николае Огареве, которых, помимо общего дела (борьба за свободомыслие в России), связывала общая дама сердца — Наталья Тучкова-Огарева. «Треугольник», образовавшийся на лондонской квартире, которую делили друзья Герцен и Огарев, закончился тем, что первый стал отцом большого семейства и гражданским мужем истеричной, неуравновешенной Натальи, а второй съехал с квартиры, женился на бедной англичанке Мэри Сэтерленд и до конца дней винился перед Герценым, что «внес в его жизнь новую горечь». Великих русских диссидентов в спектакле Астрахана сыграют Александр Гордон и Александр Галибин, а даму, едва не разбившую их дружбу, — молодая Джульетта Геринг.

Без Пушкина в юбилейном сезоне тоже не обойдется. 19 октября, в лицейский день, основатель театр­а Иосиф Райхельгауз выпустит пьесу, победившую год назад на драматургическом конкурсе «Действующие лица». Пьеса называется «Спасти камер-юнкера Пушкина», и речь в ней не только и не столько о солнце русской поэзии, сколько о нашем современнике, смешном парне по фамилии Питюнин, которому с детства так настойчиво прививали «любовь к Пушкину», что он мечтает оказаться на месте Дантеса и застрелить «Лексан Сергеича», пока тот не написал всего того, что заставляют зубрить в школе. Однако ненависть к Пушкину потихоньку оборачивается любовью к его стихам, желанием уберечь поэта от пули. И забавными авторскими размышлениями «на полях пушкиноведения». В общем, как поется в песне группы «Серебряная свадьба»: «Саша, Саша, погоди! Саша, Саша, не ходи на речку, на Черную речку. Там конечная...»

Об остальных событиях юбилейного сезона «Школы современной пьесы» станет известно 20 августа, после сбора труппы. Читатели «ВД», как всегда, узнают обо всем первыми.  

фото: Иван Мурзин, Владимир Луповской