Энциклопедию русской жизни можно не только петь, но и танцевать — причем без главной Татьяны Лариной.

Чтобы сразу расставить все по своим местам, расскажем об авторе балета. Не о «нашем всем» Петре Ильиче Чайковском, из чьих произведений прихотливо нарезана партитура под нужды, а об авторе идеи и хореографии. Джон Кранко родился в 1927 году в, не поверите, ЮАР и обучался в Школе балета Кейптаунского университета. Первый свой балет поставил именно там, сразу обнаружив склонность к российским широтам — то была «История солдата» Игоря Стравинского. Карьеру продолжал в Лондоне и Париже, переводя в балетный формат музыку от Оффенбаха до Бриттена. К слову, именно он стал первым постановщиком оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь». В 1961 году Джон Кранкополучи л в руки балетную труппу Вюртембергского (Штутгартского) государственного театра и собрал в нем молодых артистов и будущих хореографических гениев — Ноймайера, Килиана, Форсайта. Тогда же начала набирать обороты его мировая слава как автора монументальных сюжетных спектаклей.

Искомый «Онегин» родился на свет там, в 1965 году. В начале семидесятых Штутгартский балет показывал его на гастролях в СССР, и, говорят, публика страшно веселилась от косовороток на дворянском балу и прочих видимых только нам несуразностей. Однако «Онегина» по сей день постоянно включают в репертуар ведущие балетные труппы мира от Токио до Хьюстона: тут тебе и духовность,и мелодрама, и русская экзотика. Солистам не приходится перенапрягаться в технике, к тому же есть возможность блеснуть психологизмом и тонкой актерской игрой — а балетным всегда кажется, что уж тут-то они доки. Российские артисты тоже не исключение, но…

Заполучить «Онегина» на нашу сцену пытались давно, однако преемник Джона Кранко, нынешний шеф Штутгартского балета Рид Андерсон, сговорчивостью не отличался. То ли не смог забыть смешки в зале (во время гастролей 1972-го он был артистом труппы), то ли искренне считал, что российские артисты слишком драматизируют события. Тем временем мы наблюдали японских Татьян, при написании письма чуть не ревущих навзрыд, и от такой «принципиальности» недоумевали. Сейчас наконец с Ридом Андерсоном удалось договориться. Постановку переносили его помощники, а шеф давал добро. И вот тут — у финиша — случился скандал.

С самого начала подразумевалось, что танцевать Татьяну будут две суперзвезды — аборигенка Большого Светлана Захарова и приглашенная прима Диана Вишнева. Балетоманы в предвкушении караулили билеты на оба состава. Но за десять дней до премьеры стало известно, что Светлана Захарова танцевать не будет. Балерина работала над ролью почти год и имела основания считать, что она как главная прима и «лицо Большого» выйдет в премьерный вечер. Первый же выход отдали начинающей артистке, и Захарова сочла это унижением, устранившись из дальнейших раскладов. Татьянами теперь будут Нина Капцова, Евгения Образцова, Ольга Смирнова, 19 июля выступят обкатавшие партии на сценах мира приглашенные звезды Диана Вишнева и Марсело Гомес, а 20 июля — хранители, артисты Штутгартского балета Алисия Аматриан и Эван Макки.

Не дело «ВД» разбираться, кто прав и кто ви- новат в этом досадном конфликте — специфичный Рид Андерсон или местные умельцы. Говорят, норовистый хранитель в свое время отстранил от роли Тат яны даже Сильви Гиллем, но кому от этого легче. Одно очевидно: главные потери на премьере будут у публики. Ей остается уповать, что в следующей серии спектаклей в будущем сезоне она все-таки увидит Татьяну Ларину Светланы Захаровой