Французский хореограф представит свои детские сны с дюжиной артистов из Алжира и Буркина-Фасо.

Колониальное прошлое  можно искупать по-разному. Французы делают это давно, последовательно и красиво — например, на поле современного танца. «Свежая кровь» бывших колоний пришлась тут очень кстати. Пока танец старушки Европы перемещалсяиз м одерна в постмодерн, он еще был на что-то похож. Но когда из постмодерна отправился в пресловутое постпост, смотреть его стало бесконечно тоскливо. Тут и повеял свежий ветер из колоний. Уличная культура цветных граждан Франции оказалась очень сценогеничной. Мастера хип-хопа на первых порах даже не особо озадачивались сценическим форматом: вышел на сцену, посоревновался с коллегами, станцевал общий джем — и готово. Теперь вливания в contemporary dance стали изощреннее и тоньше. Культура мегаполиса потеснилась перед мощью национальных традиций, укорененных в толщи веков так же глубоко, как в песке пустыни редкое растение. От этой прививки современный танец стал вдруг свежим, интересным и очень интригующим.

Хореограф Эрве Куби родился во Франции и успел стать доктором фармакологии, пока, наконец, с ним не случилось нечто интересное: он задумался о своих алжирских корнях и заболел танцем. Пришлось благонравно окончить факультет хореографии Марсельского университета, отучиться в авторитетном Международном Центре танца Розэллы Хейтауэр в Каннах, поступить на службу в оперный театр Марселя, крупный и довольно известный. Сначала Эрве Куби только танцует, потом понемногу начинает ставить. А вокруг него собираются коллеги, ориентированные не на классический балет, а на ценности набирающего тогда силу Балета Прельжокажа — тоже, кстати, пример идеального вкрапления во французскую культуру. В общем, как-то быстро становится очевидно, что у нашего героя будет непременно своя, оригинальная дорога.

В конце девяностых он стал работать в Национальном хореографическом центре Нанта, где тогда главенствовали нежно любимые даже в России Клод Брюмашон и Бенджамен Ламарш (после их появления на фестивалях французского современного танца в то время на многих окраинах нашей бескрайней родины тут же появились явные и тайные эпигоны). Вместе с Карин Сапорта, тоже удостоенной всенародной любви российских артистов contemporary dance, он работал над спектаклями «Гараж» и «Рок». Словом, для тех зрителей, кто хоть немного интересуется современным танцем, Эрви Куби появился не из ниоткуда, а из самой правильной среды — французского неформального танца, основательно поддержанного в свое время государством. Пятая республика уже тридцать лет назад поняла, что неформальное искусство гораздо лучше, чем неформальные беспорядки. Денег в конечном счете оно требует значительно меньше искусства классического. Под него можно отвести каналы, понемногу за ним присматривать, регулировать внутреннее давление и в итоге контролировать ситуацию.

В 2000-м Эрве Куби поставил свой первый спектакль — «Голем», сразу проявив пристрастие к мистике,изучению мифов и традиций. Зарождается почерк: «Создание рисунка танца подобно искусству вышивания. Ты нанизываешь на канву жесты и движения и получаешь удивительный по своей красоте рисунок». Уже со следующего года он постоянно сотрудничает с художником Гийомом Габриелем, придумывает спектакли «Зверинец» и «Бойня, фантазии». С музыкантом Лэттита Шериф хореограф поставил «4’30’’» с дерзким отсылом к классике авангарда знаменитому «4,33» Джона Кейджа. Впрочем, этот «черный квадрат» музыки, длящаяся ровно 4 минуты и 33 секунды тишина, тоже была в свое время станцована посредством обыкновенного стояния на сцене. Эрве Куби собирал единомышленников, накапливал постановки и опыт, и вся эта история должна была однажды вылиться во что-то особенное. Что и случилось. В 2009-м он затеял сотрудничество с танцовщиками государства Берег Слоновой Кости. Компания называется Beliga Kopé, и совместными усилиями артисты создали спектакль «Свидание с Африкой». Этот удивительный экзотический продукт отправился в международные гастроли и, не поверите, два года назад побывал в городе Липецке в рамках Фестиваля российско-французского искусства. Грядка франко-африканской дружбы оказалась на редкость привлекательной и очень плодотворной. С 2010-го по нынешний год Эрве Куби постоянно работает с дюжиной артистов из Алжира и Буркина-Фасо. Результат впечатляющий — два удачных спектакля: «Эль-Дин» и «Чем день обязан ночи» (Ceque le jour doit à la nuit). Именно его сейчас предстоит увидеть на Новой сцене Большого.

Часовая фантазия для дюжины артистов для Эрве Куби личное высказывание: «Алжир — это не совсем Восток, но он хранит замечательные памятники искусства и литературы, что можно назвать одним словом — «ориентализм». Эту Землю я видел в своих снах об Алжире ребенка, родившегося во Франции. Это дань уважения моим корням, моей Земле... Мы живем в одной стране, которая называется Средиземноморье, и нас связывают не только история и география, но и красота и безграничность Средиземного моря». Судя по отрывкам, спектакль действительно очень гармоничен. Все-таки лучший способ подумать о будущем — разобраться со своим прошлым, приходящим к тебе в недосказанных историях из снов.

фото: Ahmad Daghlas